Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
370758 комментариев
Первая
  «  
Предыдущая
  «  
 / 18538
  »  
Следующая
  »  
Последняя
Изображение
11
А10 00179 008
1986, дата записи: 1984
Изображение
Сторона 1 Ф. ШОПЕН Соната для виолончели и фортепиано соль минор, соч. 65 (редакция М. Балакирева) 1. Allegro moderato — 11.48 2. Scherzo. Allegro con brio — 5.03 3. Largo — 4.17 Сторона 2 4. Finale. Allegro — 6.25 И. БРАМС Четыре строгих напева, соч. 121 — 17.20 1. Denn es gehet dem Menschen 2. Ich wandte mich 3. О Tod, wie bitter bist du 4. Wenn ich mit Menschen — und mit Engelszungen redete Даниил ШАФРАН, виолончель Антон Гинзбург, фортепиано Звукорежиссер Э. Шахназарян. Редактор И. Слепнев Художник О. Свешникова. Фото В. Пищальникова Запись 1984 г. (цифровая) Цифровое издание MEL CO 1389
Изображение
5
1
1 участник имеет этот альбом
А10 00027 006
1983, дата записи: 1983 г.
Изображение
Concerto for Violin, Piano and String Quartet in D mjor, op.21 Igor Oistrakh violin Natalia Zertsalova piano Shostakovich Quartet: Andrei Shishlov, Sergei Pischugin, Alexander Galkovsky, Alexander Korchagin
Изображение
27
4
4 участника имеют этот альбом
А10 00037 002
1983, дата записи: 1983
Изображение
Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756–1791) Три дивертисмента для струнного оркестра Сторона 1: Дивертисмент ре мажор, KV 136 1. I. Allegro — 5:53 2. II. Andante — 6:10 3. III. Presto — 3:46 Дивертисмент си-бемоль мажор, KV 137 4. I. Andante — 8:13 Сторона 2: Дивертисмент си-бемоль мажор, KV 137 5. II. Allegro di molto — 3:28 6. III. Allegro assai — 3:03 Дивертисмент фа мажор, KV 138 7. I. Allegro — 5:28 8. II. Andante — 6:10 9. III. Presto — 1:58 Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Дирижёр Владимир СПИВАКОВ Звукорежиссёр Э. Шахназарян Редактор Н. Захарьев На лицевой стороне конверта: И. Риго. Вид на замок Шантийи. Оформление художника А. Григорьева Цифровое издание MEL CO 1414 Три дивертисмента для струнных инструментов, KV 136 — 138 Вольфганг Амадей Моцарт создал в начале 1772 года вскоре после возвращения из второй итальянской поездки. В этих обаятельных, по-юношески светлых сочинениях явственно ощущается связь с квартетами Моцарта, возникшими в Италии в 1772 — 1773 годах (KV 1 55 — 160). В обеих сериях ансамблей, образно родственных друг другу, отразились итальянские впечатления Моцарта, некоторые приемы инструментального письма итальянских композиторов, сказавшиеся, например, в типичных мелодических оборотах начальных тем, широком использовании «барабанного» баса (длительное повторение одного звука в басу), подвижности и прозрачности фактуры (особенно в быстрых частях), господстве первой скрипки. Как и квартеты KV 155 — 160, дивертисменты построены трехчастно (по типу ансамблей итальянских авторов). В Дивертисменте си-бемоль мажор медленная часть вынесена на первое место, в -двух других ансамблях она помещена в середину. Однако в дивертисментах уже чувствуется индивидуальный почерк и самого Моцарта, который проявляется прежде всего в изысканности и поэтичности звучания, тонкости гармонических деталей, смелом введении контрастов и взволнованных минорных эпизодов (первая часть Дивертисмента ре мажор, KV 1 36). Отразилась в этих сочинениях и любовь Моцарта к веселым выдумкам и проказам. В частности, финал Дивертисмента, KV 136 начинается шутливо, с перестановки громкого и тихого мотивов. Вопреки традиции, Моцарт сначала дает piano, а потом forte. Впоследствии этот же прием он использует в финале «Парижской» симфонии, KV 297, желая «встряхнуть» французскую публику, привыкшую к шаблону противоположного динамического контраста. Юмористически звучит и финальное рондо Дивертисмента, KV 138, с его словно бесконечно возвращающимся задорным рефреном. Интересной стилистической чертой дивертисментов представляется необычно развитая виртуозная партия первой скрипки, предвосхищающая своим характером и трактовкой роль солирующей скрипки в скрипичных концертах Моцарта, возникших несколько позже, в 1775 году. Помимо итальянских образцов, при создании дивертисментов Моцарт, несомненно, ориентировался и на бытовую музыку Михаэля Гайдна, у которого он, возможно, заимствовал название «дивертисмент». Насколько условны были в то время жанровые обозначения, свидетельствует тот факт, что эти моцартовские дивертисменты, по существу, являются обычными струнными квартетами. Однако в литературе о Моцарте встречаются еще два их обозначения. Например, крупнейший исследователь творчества композитора Альфред Эйнштейн предполагает, что «по меньшей мере, KV 136 и KV 138 раньше назывались итальянскими увертюрами», очевидно, имея в виду стилистический облик произведений. В 1952 году А. Гофман, издавший дивертисменты в Вольфёнбюттеле, назвал их «зальцбургскими симфониями», ссылаясь на то, что Моцарт играл дивертисменты с миланским оркестром, для которого, «вероятно, они были написаны». И хотя гипотеза эта не доказана, на концертной эстраде утвердилось оркестровое исполнение дивертисментов, гораздо реже они звучат в квартетном виде. Именно в оркестровом варианте дивертисменты записаны и на этой пластинке. Г. Жданова Среди выдающихся камерных коллективов, чье творчество неизменно вызывает огромный интерес самых широких кругов любителей музыки, сегодня по праву можно назвать камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Каждый их концерт становится значительным событием культурной жизни и в нашей стране, и за рубежом. Благодаря телевидению и радио, с игрой «Виртуозов Москвы» познакомились миллионы зрителей и слушателей. Их отзывы и публикации в прессе достаточно единодушны — они говорят о том, что это высокопрофессиональный камерный коллектив со своим творческим почерком, великолепным артистизмом, интересными художественными задачами. Ансамбль родился благодаря инициативе замечательного советского музыканта — заслуженного артиста РСФСР, лауреата премии Ленинского комсомола скрипача Владимира Спивакова, чье имя широко известно советским и зарубежным слушателям. Спиваков всегда много выступал как ансамблист, и его интерес к камерно-ансамблевому музицированию — это не дань определенной «моде» последних лет, а существенная и неотъемлемая сторона его исполнительства. Трудно вспомнить сольные программы Спивакова, в которых не звучала бы камерная музыка Баха и Моцарта, Гайдна и Вивальди, Шуберта и Респиги, Прокофьева и Шостаковича, Стравинского и Мессиана… С дирижерским искусством Владимира Спивакова (а он неоднократно выступал с различными оркестрами и камерными ансамблями) уже познакомились слушатели в нашей стране и за рубежом — в Австрии, Англии, Венгрии, Испании, США, ФРГ. Мнение публики и критики везде однозначно — за дирижерский пульт встал музыкант, которому есть что сказать своим слушателям, своим коллегам-музыкантам. Высокий профессионализм, яркий эмоциональный заряд, который несет его искусство, заставляют искренне сопереживать художественным идеям артиста. В состав камерного оркестра «Виртуозы Москвы» вошли музыканты, хорошо известные любителям музыки, — каждый из них ведет активную концертную деятельность, и с каждым из них Спивакова связывают многолетние творческие контакты. Дебют «Виртуозов Москвы» состоялся в Горьком — городе давних и славных музыкальных традиций. С огромным успехом прошли концерты оркестра во многих городах нашей страны, гастроли в Венгрии, Испании, ФРГ. Искусство оркестра и его художественного руководителя находит отклик на страницах журналов «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь», газеты «Советская культура». «Новая встреча с оркестром еще раз подтвердила, что достоинства его полностью соответствуют представлению об ансамбле-виртуозе», — писала в своей статье газета «Правда». «Спиваков знает, как сделать музыку поющей, и как скрипач, и как дирижер. Его Моцарт стал восхитительным достижением, а умение раскрыть композиторскую идею заслуживает самого высокого признания…». «Концерт, сыгранный в Мюнхене «Виртуозами Москвы» и Владимиром Спиваковым, незабываем. Изумительная музыкальность, редкостное чувство стиля, благородство, красота и блеск исполнения — все эти качества позволяют говорить об огромном музыкальном событии…». «Достижения Спивакова-скрипача давно выдвинули его в ряды лучших скрипачей мира, а достижения Спивакова-дирижера сегодня говорят о нем как о новой восходящей звезде…» Таковы некоторые выдержки из зарубежной прессы. Репертуар ансамбля, помимо классики и современной музыки, включает сегодня новые произведения советских композиторов, специально для него написанные, и в интерпретации каждого сочинения — своеобразие творческих решений, свежесть исполнительских идей, стремление к максимальной свободе самовыражения. С «Виртуозами» охотно выступают замечательные советские и зарубежные музыканты-исполнители: квартет имени Бородина, альтист Юрий Башмет, вьетнамский пианист Данг Тхай Шон. Огромное впечатление оставили совместные концерты оркестра с выдающейся советской певицей Еленой Образцовой. Участие в традиционных концертах «Русской зимы», различных фестивалях в республиках и городах страны говорит о большом интересе, который вызывает сегодня искусство музыкантов. В этом дань их высокой исполнительской культуре, позволяющей «Виртуозам Москвы» по праву занять свое достойное место в ряду лучших камерных оркестров мира. Евг. Баранкин Современная проигрывающая аппаратура предъявляет высокие требования к качеству грампластинок. В связи с этим разрабатываются новые способы записи, позволяющие улучшить звучание. Одним из наиболее перспективных является цифровой способ, осуществляемый с применением электронно-вычислительной техники. Цифровая запись существенно расширяет динамический диапазон и сводит к минимуму уровень шумов. Фирма «Мелодия» начала выпуск грампластинок с использованием записей, выполненных цифровым способом. Одна из них представлена на данной грампластинке, которую рекомендуется проигрывать на аппаратуре высшего класса. Запись 1983 г. (цифровая)
Изображение
7
3
3 участника имеют этот альбом
А10 00047 009
1984, дата записи: 1983 г.
Изображение
Ф. ШОПЕН. Прелюдии, соч 28 № 1 до мажор. Agitato № 2 ля минор. Lento № 3 соль мажор. Vivace № 4 ми минор. Largo № 5 ре мажор. Allegro molto № 6 си минор. Lento assai № 7 ля мажор. Andantino № 8 фа диез минор. Molto agitato № 9 ми мажор. Largo № 10 до диез минор. Allegro molto № 11 си мажор. Vivace № 12 соль диез минор. Presto № 13 фа диез мажор. Lento № 14 ми бемоль минор. Allegro № 15 ре бемоль мажор. Sostenuto № 16 си бемоль минор. Presto con fuoco № 17 ля бимоль мажор. Allegretto № 18 фа минор. Allegro molto № 19 ми бемоль мажор. Vivace № 20 до минор. Largo № 21 си бемоль мажор. Cantabile № 22 соль минор. Molto agitato № 23 фа мажор. Moderato № 24 ре минор. Allegro appassionato Игорь Жуков, ф-но Звукорежиссёры И.Вепринцев, Е.Бунеева Редактор И.Слепнев Художник В.Гарбузов ВСГ. Запись 1983
Изображение
17
1
1 участник имеет этот альбом
А10 00049 003
1984, дата записи: 1983
Изображение
В. А. МОЦАРТ: Концерт для двух ф-но с оркестром ми-бемоль мажор, KV 365, каденция к 1-й части В. А. Моцарта 1. Allegro 2. Andante 3. Rondeaux. Allegro Ф. МЕНДЕЛЬСОН (1809-1847): Концерт №1 для двух ф-но с оркестром ми мажор 1. Allegro vivace 2. Adagio non troppo 3. Allegro Андрей Гаврилов, Данг Тхай Шон, Московский камерный оркестр. Дирижер Павел Коган
Изображение
5
А10 00053 006
1984, дата записи: 1983 г.
Изображение
Год 1782-й... Французский ученый Жозеф Монгольфье послал в небо первый воздушный шар, в Генуе родился Никколо Паганини, французский капитан инженерных войск Шодерло де Лакло, сочинявший речи самому Робеспьеру, подарил миру свой роман «Опасные связи» — эту энциклопедию адюльтера, которую, несмотря на строжайший запрет светской и духовной цензуры, тайно читали в Париже, Лондоне, Петербурге, Берлине... Возможно, кто знает, что среди читателей этой книги был и Готтфрид ван Свитен — австрийский дипломат, аккредитованный при берлинском дворе Фридриха Великого, Ван Свитен был широко образованным человеком, большим любителем музыки. Это он инспирировал создание Гайдном ораторий «Времена года» и «Сотворение мира», это ему посвятил свою Первую симфонию юный Бетховен. Ван Свитен основал в Вене «Общество единомышленников», для членов которого в его доме исполнялись оратории Генделя. Так как гигантский состав оркестра генделевских ораторий не мог разместиться в домашнем концертном зале, ван Свитен обратился к Моцарту с просьбой создать новые «сжатые» оркестровые редакции этих ораторий, что и было Моцартом выполнено: он написал новые партитуры «Мессии» и большой оратории «Пир Александра». Находясь на дипломатической службе в Берлине, ван Свитен познакомился с прелюдиями и фугами Баха из «Хорошо темперированного клавира», привез эти произведения в Вену и попросил Моцарта сделать транскрипции баховских сочинений для струнного трио, с тем, чтобы исполнять их с друзьями у себя дома. Моцарт не только переложил баховские фуги, транспонировав их для удобства игры на струнных инструментах в другие тональности, но и присочинил к каждой фуге по Adagio, заменив ими баховские прелюдии. Таким образом возникло в 1782 году уникальное коллективное сочинение Баха и Моцарта под названием «Адажио и фуги». Суть моей оркестровой транскрипции этого произведения сводится к добавлению партий второй скрипки и контрабаса и некоторым фактурным изменениям (противопоставление в ряде случаёв "tutti" и "solo", варьирование динамических оттенков и штрихов и т.д.). Проблема человеческих темпераментов давно занимала не только медиков, но и композиторов. Пожалуй, одним из первых, написавших музыкальное сочинение на эту тему, был Филипп Эммануил Бах, В 1749 году он сочинил трио-сонату под названием «Разговор между сангвиником и меланхоликом». Следующим композитором, обратившимся к той же теме, был Карл Мария Вебер. В 1816 году, вскоре после того как он женился на оперной певице Каролине Бранд, Вебер написал вокальный цикл для голоса с фортепиано на стихи поэта Фридриха Губитца под названием «Четыре темперамента». Вебер озаглавил свои песни так: «Легкомысленный» (имеется в виду сангвиник), «Меланхоличный», «Страстный» (имеется в виду холерик) и «Флегматичный». Известно, что Вебер был отличным гитаристом. Необычайное строение его рук — длина первых пальцев почти в полтора раза превышала нормальную — позволяло ему пользоваться особыми техническими приемами. Он много играл и пел под собственный аккомпанемент, начиная от венских пригородных таверн и кончая салоном герцога Вюртембергского. Оркеструя песни Вебера, я ввел в партитуру гитару, как инструмент не только характерный для его эпохи, но и любимый самим композитором, Геннадий Рождественский
Изображение
7
1
1 участник имеет этот альбом
А10 00055 000
1984, дата записи: 1983
Изображение
Д. ШОСТАКОВИЧ. Симфония № 15 ля мажор, соч. 141. 1. Allegretto. 2. Adagio. 3. Allegretto. 4. Adagio Гос. симф. орк. Министерства культуры СССР / Г. Рождественский
Изображение
4
2
2 участника имеют этот альбом
А10 00061 008
1984, дата записи: 1983 г.
Изображение
Ф. МЕНДЕЛЬСОН (1809 — 1847) Сторона 1 Концерт № 1 для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 25 — 20.19 1. Molto Allegro con fuoco 2. Andante 3. Presto. Molto Allegro e vivace Сторона 2 Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 40 — 24.34 1. Allegro appassionato 2. Adagio. Molto sostenuto 3. Finale. Presto scherzando ЛЮБОВЬ ТИМОФЕЕВА Московский государственный симфонический оркестр. Дирижер Вероника Дударова Звукорежиссер П. Кондрашин. Редактор И. Слепнев Художник П. Морозов. Фото Е. Савалова
Изображение
11
2
2 участника имеют этот альбом
А10 00063 002
1984, дата записи: 1983 г.
Изображение
МОЗГ сторона 1
Изображение
11
2
2 участника имеют этот альбом
А10 00063 002
1984, дата записи: 1983 г.
Изображение
И. БРАМС. Квартет № 3 для двух скрипок, альта и виолончели си-бемоль мажор, соч. 67. 1. Vivace. 2. Andante. 3. Agitato (Allegretto non troppo). 4. Poco allegretto con variazioni Квартет им. Бородина: Михаил Копельман, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский
Изображение
2
А10 00065 007
1984, дата записи: 1983 г.
Изображение
С. РАХМАНИНОВ (1873 — 1943) Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30 Сторона 1 1. Allegro ma non tanto— 16.45 Сторона 2 — 25.08 2. Intermezzo. Adagio 3. Finale. Alla breve ВИКТОР ЕРЕСЬКО Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Дирижер ВЛАДИМИР ПОНЬКИН Звукорежиссер П. Кондрашин. Редактор Л. Абелян Художник Д. Богородский. Фото Л. Педенчук Запись 1983 г. (цифровая)
Изображение
4
А10 00077 008
1984, дата записи: 1983 г.
Изображение
Многим любителям музыки запомнились «Вечера классической оперетты», которые состоялись в Большом зале Московской консерватории в апреле 1982 года. Тогда широкая аудитория впервые получила представление о Елене Образцовой как об исполнительнице музыки классиков оперетты. О том, что стихия этого жанра близка художественной индивидуальности артистки, можно было догадываться и раньше — в своих сольных концертах она на «бис» пела с неподражаемым изяществом и грацией песню Мартина из оперетты Целлера «Мартин-рудокоп» и сцену опьянения Периколы. Но то были лишь отдельные «блестки» опереточного репертуара выдающейся певицы. Теперь же Образцова исполнила целую программу арий и дуэтов с оркестром и хором, общая продолжительность которой превышала два часа. В следующем году Е. Образцова повторила программу в Большом зале Московской консерватории, записала ее на пластинку, а в начале 1984 года с ее участием была записана фонограмма телефильма «Веселая вдова» по одноименной оперетте Легара. Таким образом, певица демонстрирует не случайное эпизодическое увлечение опереттой, а новую, стойко установившуюся широкую область своих художественных интересов. Оперетта играла большую роль в артистической жизни многих знаменитых певцов XX века. Достаточно вспомнить в этой связи имена Рихарда Таубера, Марии Чеботари, Элизабет Шуман, Хильды Гюден, Элизабет Шварцкопф, Николая Гедды, Аннелиз Ротенберг, Режеп Креснен. Каждый из них привнес в трактовку жанра оперетты неповторимые черты своей индивидуальности. Елена Образцова вложила в исполнение этой музыки весь жар своего сердца, всю трепетность души, весь свой огромный опыт и мастерство оперной и камерной певицы. Музыка классиков оперетты — Ф. Легара, К. Целлера, Ж. Оффенбаха, И. Штрауса, И. Кальмана — не просто близка Елене Образцовой. Она поет ее с упоением, восторгом, тем неизъяснимым шармом и полной художественной отдачей, на которые способен только очень щедрый, яркий, увлекающийся талант. Что бы ни говорили о специфике жанра оперетты, а она, конечно, существует, одно условие успешного исполнения непременно — высокий уровень вокального мастерства. Елена Образцова в классической оперетте — это безбрежная стихия вокала удивительной красоты, тембрового богатства и яркости, сочности красок. По накалу эмоций, по тонкости нюансировки, пластичности фразы, гибкости вокальной линии исполнение вызывает в памяти вдохновенные создания артистки в оперном репертуаре. Роднит их и общий эмоциональный тон, романтический пафос, замечательная способность . певицы всегда мыслить, жить в образе. Партнером Образцовой в записях, представленных на пластинке, выступает молодой солист Большого театра Игорь Морозов, обладатель приятного по тембру, мягкого лирического баритона. Он хорошо чувствует стиль и характер музыки. Голоса певцов прекрасно звучат в ансамбле — в дуэтах из оперетт Ф. Легара и И. Штрауса. «К оперетте я шла очень давно, — говорит Елена Васильевна Образцова. — Когда я была еще маленькой девочкой и только мечтала о музыке, я хотела быть опереточной певицей. Знала наизусть всю «Сильву». И хотя моя артистическая судьба сложилась по-иному, я по-прежнему питала к оперетте нежные чувства и хотела ее петь. Но мой голос не был готов к тому, чтобы выдерживать сопрановую тесситуру, а ведь все героини оперетт — сопрано. Когда же я почувствовала, что профессионально могу справиться с этой тесситурой, я решилась выступить с программой, которую мы задумали с Альгисом Жюрайтисом очень давно. Оперетту называют веселым жанром, но я отношусь к этой музыке со всей серьезностью и ответственностью — нисколько не меньшей, чем к выступлениям на оперной сцене или концертной эстраде. Для концерта в Большом зале Московской консерватории и записи на пластинку я выбрала хорошо известные арии и сцены, которые у многих любителей музыки буквально «на слуху». В дальнейшем думаю расширить свой репертуар за счет произведений, гораздо менее знакомых широкой аудитории, но тоже по-своему замечательных. Так что свое увлекательное путешествие в страну оперетты я продолжаю с удовольствием... Думаю, что знакомство с этой пластинкой позволит слушателю в полной мере ощутить подлинную красоту и очарование этой страны оперетты...» В. Тимохин
Изображение
12
1
1 участник имеет этот альбом
А10 00079 002
1984, дата записи: 1983
Изображение
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до мажор, соч. 35 Концерт № 2 для фортепиано с оркестром фа мажор, соч. 102 Д. Алексеев, фортепиано Английский камерный оркестр, дирижер Ежи Максымюк, соло на трубе – Филип Джонс Художественное оформление В. Бойко
Изображение
13
2
2 участника имеют этот альбом
А10 00087 004
1985, дата записи: 1983
Изображение
Сторона 1 П. Чайковский (1840— 1893). Из цикла «Времена года», соч. 37-bis № 5. Белые ночи (Май) — 4.30 № 6. Баркарола (Июнь) — 5.44 № 11. На тройке (Ноябрь) — 2.55 № 1. У камелька (Январь) — 5.13 С. Рахманинов (1873— 1943). Этюды-картины До-диез минор, соч. 33 № 6 — 2.36 Ре минор, соч. 1911 г. — 2.52 Ми-бемоль минор, соч. 33 № 3 — 1.40 Сторона 2 Этюды-картины, соч. 39 № 1 до минор — 2.54 № 2 ля минор — 6.58 № 3 фа-диез минор — 2.46 № 4 си минор — 3.35 № 9 ре минор — 3.41 № 7 до минор — 6.57 Звукорежиссеры: X. Линднер, В. Каррет ВСГ
Изображение
9
5
5 участников имеют этот альбом
А10 00089 009
1985, дата записи: 14-16, 21-28 апреля 1983 г.
Изображение
П. ЧАЙКОВСКИЙ (1840 — 1893) Сторона 1 Ноктюрн фа мажор, соч. 10 № 1 —4.27 Вальс-скерцо ля мажор, соч. 7 — 4.14 Юмореска соль мажор, соч. 10 №2 — 2.36 Capriccioso си-бемоль мажор, соч. 19 №5 — 3.51 Грустная песенка, соч. 40 №2 — 2.57 Вальс ля-бемоль мажор, соч. 40 №8 — 3.20 Романс фа минор, соч. 5 — 6.33 Сторона 2 Романс фа мажор, соч. 51 № 5 — 8.39 Немного Шопена, соч. 72 № 15 — 3.25 Резвушка, соч. 72 № 12 — 2.05 Вечерние грезы, соч. 19 № 1 —4.19 Menuetto-scherzoso, соч. 51 № 3 — 4.06 Салонный вальс, соч. 51 № 1 — 5.02 Размышление, соч. 72 №5 — 5.19 СВЯТОСЛАВ РИХТЕР, фортепиано Звукорежиссеры: X. Линднер, В. Каррет Запись фирмы Ariola-Eurodisc, GmbH, Мюнхен, совместно с Баварским радио 14–16, 21–28 апреля 1983 г. МОЗГ Зак. 267. Тир. 5000
Изображение
7
А10 00091 007
1985, дата записи: 1984
Изображение
В. А. МОЦАРТ (1756 — 1791) Сторона 1 Соната № 16 для фортепиано си-бемоль мажор, KV 570 1. Allegro — 10.49 2. Adagio — 13.07 Сторона 2 3. Allegretto — 3.30 Соната № 15 для фортепиано до мажор, KV 545 1. Allegro — 4.51 2. Andante—10.23 3. Rondo. Allegretto— 1.27 МИХАИЛ ПЛЕТНЕВ Звукорежиссер М. Пахтер Редактор И. Слепнев Художник Б. Белов Фото Б. Палатника Цифровое издание MEL CO 1040 см. также R10 00181-4 (2 пластинки) Михаил Плетнёв родился в 1957 году в Архангельске. Концертную деятельность, вскоре принесшую ему широкую известность, начал еще студентом Московской консерватории, где занимался под руководством профессоров Я. Флиера и Л. Власенко. В 1981 году завершил также курс аспирантуры. Значительный по объему и постоянно обогащающийся репертуар пианиста отличается стилистическим разнообразием. В сферу творческих интересов талантливого музыканта входят также занятия композицией и дирижированием. Михаил Плетнёв удостоен Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки и премии Ленинского комсомола. Он – победитель Международного конкурса музыкальной молодежи в Париже (1974), V Всесоюзного конкурса пианистов (1977) и VI Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1978). Общеизвестно, что играть Моцарта невероятно трудно. Восхитительная простота его музыки обманчива. Вернее, это свойство относится к совершенству, ясности, лаконичности и стройности воплощения замысла. Содержание же моцартовских творений зачастую скрыто от поверхностного взора, бездонно глубоко и сложно. Композитор стремился к такой кажущейся простоте и испытывал удовлетворение, достигнув ее. В письме к отцу он сообщал: «Концерты представляют собой нечто среднее между слишком трудным и слишком легким. Они весьма блестящи, приятны на слух, не становясь, конечно, пустыми. Некоторые места таковы, что только одни знатоки могут получить удовлетворение; все же и не знатоки останутся довольны, сами не зная почему». К этим словам можно добавить: творения Моцарта магически привлекательны для людей чуть ли не всех возрастов и самой различной музыкальной подготовленности только в том случае, если исполнителю удается воссоздать присущую им уникальную гармонию сложности, простоты и красоты. Михаил Плетнёв интересно, с подлинным своеобразием передает богатство и остроту мировосприятия Моцарта, артистичность и впечатлительность его натуры. В трактовках пианиста светлые, нежные, грациозные моцартовские образы не теряют своего очарования. Напротив, приобретают особую выразительность, ибо он слышит также многое другое у Моцарта: возвышенность, огромное эмоциональное и интеллектуальное напряжение, мужество, глубокую и смелую мысль, драматизм, трагизм. Причем, эти черты возникают не только там, где мы их привыкли слышать; нередко они присутствуют как бы в глубине образной перспективы тех сочинений, где остаются невыявленными многими интерпретаторами. Такое прочтение создает впечатляющий облик Моцарта – большого и сложного человека. Плетнёв подчеркивает в Моцарте величайшего новатора. Его интерпретации сонат можно уподобить работе реставратора, бережно расчищающего старинные произведения изобразительного искусства и возвращающего их краскам первозданную чистоту и экспрессию. Как известно, слух современного человека, приученный к самым острым музыкальным ощущениям, в определенном смысле сильно притупился в сравнении со слухом моцартовского времени. Плетнёв как бы «счищает» с музыкального сознания слушателя наслоения двух столетий и привлекает внимание ко множеству неслыханно смелых для XVIII века сложных созвучий, диссонансов, аккордов, гармонических отклонений и модуляций, мелодических оборотов. Моцартовские сонаты в исполнении Плетнёва редкостно насыщены музыкальными «событиями», интенсивной работой мысли. Это выражается как в рельефности образных контрастов и сопоставлений (здесь трудно умолчать о необыкновенно емких по смыслу, глубоких паузах), так и в прослеживании тончайших нюансов изменения настроения, поворотов мысли. Так, в музыке Моцарта вскрывается тонкий и напряженный психологизм: мысли и чувства, настроения и состояния – подчас диалектически противоречивые – находятся во взаимной связи и в непрерывном движении, развитии. Образно-смысловая сгущенность интерпретации, подробность исполнительского рисунка, не препятствующие, однако, стройности архитектоники, выявляют во внешне камерных сонатах несколько неожиданную монументальность и делают их восприятие увлекательным, но требующим немалого интеллектуального напряжения. И в этом истолкование Плетнёва снова обнаруживает подлинно художественную историчность. Вспомним, что современники упрекали моцартовские произведения за их сложность, перегруженность. В частности, композитор Диттерсдорф замечал: «...я до сих пор не знавал композитора, который обладал бы таким богатством мыслей. Мне бы хотелось, чтобы он не обращался с ними столь расточительно. Он не дает слушателям дышать; ибо стоит только захотеть обдумать какую-нибудь прекрасную мысль, как появляется другая, еще более великолепная, вытесняющая предыдущую, и все это идет без перерыва, так что, в конце концов, нет возможности сохранить в памяти ни одну из этих красот». Стремлением Плетнёва показать все красоты обусловлены в ряде случаев сдержанные темпы в сонатных аллегро (например, в первых частях сонат си-бемоль мажор, КV 570 и ре мажор, КV 576), что вполне согласуется со стилем Моцарта. Здесь уместно сослаться на мнение таких авторитетов, как Ева и Пауль Бадура-Скода: «...судя по многим рассказам, Моцарт находил нужным исполнять части произведений, обозначенные Allegro, в умеренном темпе. В настоящее же время их часто играют слишком быстро. Если Моцарт хотел, чтобы ту или иную пьесу или часть ее играли действительно быстро, он надписывал: Prеstо, а иногда Allegro assai. Allegro, если к нему ничего не добавлено, еще часто соответствует первоначальному значению слова: бодро, весело». Последнее, впрочем, далеко не всегда указывает на радостное настроение – «бодро» может означать: энергично, оживленно. Стилистически оправданы в моцартовских трактовках Плетнёва встречающееся порой арпеджирование аккордов, широко распространенное в XVIII веке, а также свободная, но при том строго организованная агогика. Его tempo rubato рождено отчасти выразительным интонированием, проникнутым острым ощущением «сопротивления мелодического материала» (взаимного тяготения и отталкивания интервалов, которое обусловлено ладовыми тяготениями) или «вокальвесомости», по выражению Б. Асафьева. Подчас возникает впечатление, что, желая достичь интонационной экспрессии, артист сознательно пытается преодолеть равномерную темперацию фортепианного строя. То, что такое возможно, доказывали большие пианисты и мастера фортепианного письма (последние с помощью гармонически-тембровых средств создавали иллюзию изменения высоты энгармонически перекрашивающихся звуков: заключение «Колыбельной» П. Чайковского – С. Рахманинова, Первой фортепианной сонаты Н. Пейко, конец романса А. Бородина «Морская царевна» и т. д.). Динамика дозируется Плетнёвым тонко и сдержанно. Звучность отличается ясностью и тембровой индивидуализированностью каждого элемента изложения. При этом обращают на себя внимание интенсивность, чистота и просветленность красок, не оставляющие сомнений в том, что артист стремился в какой-то мере воссоздать звучание старинных роялей, тембрально более яркое и светлое в сравнении с современными инструментами. Наконец, ювелирная педализация, позволяющая пианисту дифференцированно окрашивать различные фактурные пласты и создавать в одних голосах педальную, а в других беспедальную звучность, также заставляет вспомнить фортепиано моцартовской эпохи, у которого применение так называемого коленного рычажка продлевало лишь звуки нижнего регистра, не «захватывая» при этом нот, взятых в верхних регистрах. Выдающиеся исполнители умеют открывать новое в досконально изученных, знакомых нам с детства произведениях. Думается, такова интерпретация Михаила Плетнёва сонат Моцарта, запечатленная в данной грамзаписи. Алексей Кандинский-Рыбников
Изображение
3
1
1 участник имеет этот альбом
А10 00093 001
1985, дата записи: 1984 г.
Изображение
Изображение
17
4
4 участника имеют этот альбом
A10 00095 006
1985, дата записи: 1984
Изображение
Изображение
33
6
6 участников имеют этот альбом
Д 31697-8
1972, дата записи: 1946
Изображение
Г. Х. Андерсен ОЛЕ-ЛУКОЙЕ Сказка Инсценировка В. Смирновой. Музыка Э. Грига *** Действующие лица и исполнители: Ведущий - А. Лукьянов Оле-Лукойе - М. Бабанова Гиальмар - В. Сперантова Грифель, Аист - В. Грибков Буквы, куры, утки - Н. Львова, А. Ильина Индюк, Кресло - Л. Пирогов Оловянный солдатик - А. Тутышкин Няня - З. Соколовская Прадедушка - Р. Плятт Режиссер Р. Иоффе Музыкальный ансамбль п/у Б. Шермана переиздание CD MEL CD 50 01633
Изображение
4
С 0117-8
1961
Изображение
1. Ария Иоанны («Орлеанская дева», 1 д. — П. Чайковский); 2. Терцет (сцена гадания), 3. Ария Микаэлы («Кармен», 3 д.—Ж. Бизе); 4. Ариоза Канио («Паяцы», 1 д. — Р. Леонкавалло); 5. Монолог Эдипа и сцена Эдипа и Сфинкса («Эдип» —Дж. Энеску); 6. Ария Елизаветы («Тангейзер», 2 д.— Р. Вагнер); 7. Песня Азучены 8. Терцет Леоноры, Азучены и Манрико («Трубадур», 2 и 4 д. — Дж. Верди) На русском (1), румынском (2—5, 7, 8) и немецком (6) яз. Магда Волошеску, Елена Черней и Корнел Ставру (8), Гарбис Зобиан (4), Давид Оганесян и Зенаида Палли (5), Зенаида Палли (1), Зенаида Палли, Магда Янкулеску и Вера Рудяну (2), Арта Флореску (6), Елена Черней (7), Мария Шиндиляру (3) Моно-вариант: Д 07243-4
Первая
  «  
Предыдущая
  «  
 / 18538
  »  
Следующая
  »  
Последняя