2 дня
О сайте11 | А10 00179 008 1986, дата записи: 1984 |
Сторона 1 Ф. ШОПЕН Соната для виолончели и фортепиано соль минор, соч. 65 (редакция М. Балакирева) 1. Allegro moderato — 11.48 2. Scherzo. Allegro con brio — 5.03 3. Largo — 4.17 Сторона 2 4. Finale. Allegro — 6.25 И. БРАМС Четыре строгих напева, соч. 121 — 17.20 1. Denn es gehet dem Menschen 2. Ich wandte mich 3. О Tod, wie bitter bist du 4. Wenn ich mit Menschen — und mit Engelszungen redete Даниил ШАФРАН, виолончель Антон Гинзбург, фортепиано Звукорежиссер Э. Шахназарян. Редактор И. Слепнев Художник О. Свешникова. Фото В. Пищальникова Запись 1984 г. (цифровая) Цифровое издание MEL CO 1389 |
Каждый артист по-своему выражает себя в записях. Один выбирает наиболее яркие и эффектные произведения репертуара, другой стремится зафиксировать новое, еще не известное, никогда не звучавшее, третий уподобляется исследователю, глубоко вникая в творчество одного автора, одного стиля или жанра. В любом случае, однако, запись становится своеобразным автопортретом, демонстрируя нам то, как сам музыкант воспринимает свое творчество — его направленность и характер. Говоря о Данииле Шафране, можно выделить одно неизменное условие: артист доверяет записи только то, что становится итогом целого периода исполнительской деятельности, то, что максимально откристаллизовалось, лишено всего случайного. Это не означает, конечно, некоего «абсолюта», раз и навсегда установленного музыкантом в своей интерпретации на пластинке: творческой манере Шафрана чужды инерция, статика, однозначность, он в постоянном и активном поиске, движении, совершенствовании. Вместе с тем, пожалуй, именно в записях идеально фиксируются и проявляются все творческие намерения артиста, самоуглубленность и внутренняя наполненность интерпретации проявляются здесь с максимальной силой. Даниил Шафран — яркий пример музыканта романтического плана. Это не просто амплуа или определенное репертуарное «наклонение» художника, но его творческая позиция, отношение к искусству в целом. Концерты и записи Шафрана погружают нас в мир особой духовной сосредоточенности, самоотдачи, в сферу неразрывного соединения движений человеческой души и музыкальной выразительности. Искусство Шафрана является высоким образцом этически окрашенного творчества, становясь по существу не просто искусством, но образом жизни, способом восприятия мира — гармонии и дисгармонии царящих в нем сил. Любителям музыки хорошо знакомы многие прекрасные записи артиста. Среди них — Шесть сюит Баха, Пять сонат Бетховена, Виолончельная и Альтовая сонаты Шостаковича, Соната Прокофьева. Но что бы ни играл Шафран, мы всегда ощутим в его интерпретации те неповторимые черты, которые определяют романтический облик музыканта. Это, прежде всего, яркая индивидуализированность, оригинальность, нестандартность высказывания, а также характерно обобщенный подход к исполняемой музыке, когда отдельные детали окрашиваются исполнительским видением целого. Конечно, наиболее полно, интересно раскрывается Шафран в музыке композиторов-романтиков. Виолончелист выпустил целый ряд пластинок с записями романтической виолончельной литературы — своеобразную «антологию», в которую входят две сонаты Брамса, Соната Шуберта, «Пьесы-фантазии» Шумана, «Блестящий полонез» Шопена. Виолончельная соната Шопена (соч. 65, 1846) — одно из немногих ансамблевых сочинений композитора и крупнейшее из трех его произведений, связанных с виолончелью. Первое — «Интродукция и блестящий полонез» для виолончели и фортепиано — было написано юным Шопеном для виолончелиста-любителя, князя Радзивилла, в имении которого он останавливался осенью 1829 года. Два других — Соната и Большой концертный дуэт на темы оперы Мейербера «Роберт-дьявол» — создавались в содружестве с известным французским виолончелистом и другом Шопена Огюстом Франшоммом. Четыре части Сонаты, написанной композитором в последние годы жизни, — зарисовки различных состояний, порой безмятежно-лирические, порой окрашенные безысходным трагизмом. В интерпретации Шафрана сильные образные контрасты музыки и ее заостренная эмоциональность проступают особенно ясно. «Четыре строгих напева» Брамса (соч. 121) впервые звучат на виолончели; транскрипция сделана самим Шафраном. «Четыре строгих напева» — последнее сочинение Брамса. Оно написано в 1896 году для баса с фортепиано. Музыка разворачивается неспешно и сдержанно, но, как и всегда у позднего Брамса, мы ощущаем огромное внутреннее эмоциональное напряжение. Итак, два поздних сочинения Шопена и Брамса — едва ли не самые глубокие страницы музыки прошлого века, романтической эпохи, окрашенной яркими личностными откровениями во всех видах искусства. Трактовка Шафрана прекрасно соответствует духу этих откровений; о ней можно было бы сказать словами немецкого поэта-романтика Людвига Уланда: «Необходимо огромное поэтическое богатство, чтобы отличиться в Романтическом. Творческий дух должен мощным волшебным жезлом постоянно вызывать новые и меняющиеся явления. При этом вовсе не имеется в виду, что это будет просто расцвеченный фейерверк, который слепит глаза перекрещивающимися огнями. Мы не хотим видеть, как перед нами надуваются цветные мыльные пузыри фантазии; в игре должно заключаться значение, в образе — божественная жизнь». Александр Ивашкин |