2 дня
О сайте27 4 | А10 00037 002 1983, дата записи: 1983 |
Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756–1791) Три дивертисмента для струнного оркестра Сторона 1: Дивертисмент ре мажор, KV 136 1. I. Allegro — 5:53 2. II. Andante — 6:10 3. III. Presto — 3:46 Дивертисмент си-бемоль мажор, KV 137 4. I. Andante — 8:13 Сторона 2: Дивертисмент си-бемоль мажор, KV 137 5. II. Allegro di molto — 3:28 6. III. Allegro assai — 3:03 Дивертисмент фа мажор, KV 138 7. I. Allegro — 5:28 8. II. Andante — 6:10 9. III. Presto — 1:58 Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Дирижёр Владимир СПИВАКОВ Звукорежиссёр Э. Шахназарян Редактор Н. Захарьев На лицевой стороне конверта: И. Риго. Вид на замок Шантийи. Оформление художника А. Григорьева Цифровое издание MEL CO 1414 Три дивертисмента для струнных инструментов, KV 136 — 138 Вольфганг Амадей Моцарт создал в начале 1772 года вскоре после возвращения из второй итальянской поездки. В этих обаятельных, по-юношески светлых сочинениях явственно ощущается связь с квартетами Моцарта, возникшими в Италии в 1772 — 1773 годах (KV 1 55 — 160). В обеих сериях ансамблей, образно родственных друг другу, отразились итальянские впечатления Моцарта, некоторые приемы инструментального письма итальянских композиторов, сказавшиеся, например, в типичных мелодических оборотах начальных тем, широком использовании «барабанного» баса (длительное повторение одного звука в басу), подвижности и прозрачности фактуры (особенно в быстрых частях), господстве первой скрипки. Как и квартеты KV 155 — 160, дивертисменты построены трехчастно (по типу ансамблей итальянских авторов). В Дивертисменте си-бемоль мажор медленная часть вынесена на первое место, в -двух других ансамблях она помещена в середину. Однако в дивертисментах уже чувствуется индивидуальный почерк и самого Моцарта, который проявляется прежде всего в изысканности и поэтичности звучания, тонкости гармонических деталей, смелом введении контрастов и взволнованных минорных эпизодов (первая часть Дивертисмента ре мажор, KV 1 36). Отразилась в этих сочинениях и любовь Моцарта к веселым выдумкам и проказам. В частности, финал Дивертисмента, KV 136 начинается шутливо, с перестановки громкого и тихого мотивов. Вопреки традиции, Моцарт сначала дает piano, а потом forte. Впоследствии этот же прием он использует в финале «Парижской» симфонии, KV 297, желая «встряхнуть» французскую публику, привыкшую к шаблону противоположного динамического контраста. Юмористически звучит и финальное рондо Дивертисмента, KV 138, с его словно бесконечно возвращающимся задорным рефреном. Интересной стилистической чертой дивертисментов представляется необычно развитая виртуозная партия первой скрипки, предвосхищающая своим характером и трактовкой роль солирующей скрипки в скрипичных концертах Моцарта, возникших несколько позже, в 1775 году. Помимо итальянских образцов, при создании дивертисментов Моцарт, несомненно, ориентировался и на бытовую музыку Михаэля Гайдна, у которого он, возможно, заимствовал название «дивертисмент». Насколько условны были в то время жанровые обозначения, свидетельствует тот факт, что эти моцартовские дивертисменты, по существу, являются обычными струнными квартетами. Однако в литературе о Моцарте встречаются еще два их обозначения. Например, крупнейший исследователь творчества композитора Альфред Эйнштейн предполагает, что «по меньшей мере, KV 136 и KV 138 раньше назывались итальянскими увертюрами», очевидно, имея в виду стилистический облик произведений. В 1952 году А. Гофман, издавший дивертисменты в Вольфёнбюттеле, назвал их «зальцбургскими симфониями», ссылаясь на то, что Моцарт играл дивертисменты с миланским оркестром, для которого, «вероятно, они были написаны». И хотя гипотеза эта не доказана, на концертной эстраде утвердилось оркестровое исполнение дивертисментов, гораздо реже они звучат в квартетном виде. Именно в оркестровом варианте дивертисменты записаны и на этой пластинке. Г. Жданова Среди выдающихся камерных коллективов, чье творчество неизменно вызывает огромный интерес самых широких кругов любителей музыки, сегодня по праву можно назвать камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Каждый их концерт становится значительным событием культурной жизни и в нашей стране, и за рубежом. Благодаря телевидению и радио, с игрой «Виртуозов Москвы» познакомились миллионы зрителей и слушателей. Их отзывы и публикации в прессе достаточно единодушны — они говорят о том, что это высокопрофессиональный камерный коллектив со своим творческим почерком, великолепным артистизмом, интересными художественными задачами. Ансамбль родился благодаря инициативе замечательного советского музыканта — заслуженного артиста РСФСР, лауреата премии Ленинского комсомола скрипача Владимира Спивакова, чье имя широко известно советским и зарубежным слушателям. Спиваков всегда много выступал как ансамблист, и его интерес к камерно-ансамблевому музицированию — это не дань определенной «моде» последних лет, а существенная и неотъемлемая сторона его исполнительства. Трудно вспомнить сольные программы Спивакова, в которых не звучала бы камерная музыка Баха и Моцарта, Гайдна и Вивальди, Шуберта и Респиги, Прокофьева и Шостаковича, Стравинского и Мессиана… С дирижерским искусством Владимира Спивакова (а он неоднократно выступал с различными оркестрами и камерными ансамблями) уже познакомились слушатели в нашей стране и за рубежом — в Австрии, Англии, Венгрии, Испании, США, ФРГ. Мнение публики и критики везде однозначно — за дирижерский пульт встал музыкант, которому есть что сказать своим слушателям, своим коллегам-музыкантам. Высокий профессионализм, яркий эмоциональный заряд, который несет его искусство, заставляют искренне сопереживать художественным идеям артиста. В состав камерного оркестра «Виртуозы Москвы» вошли музыканты, хорошо известные любителям музыки, — каждый из них ведет активную концертную деятельность, и с каждым из них Спивакова связывают многолетние творческие контакты. Дебют «Виртуозов Москвы» состоялся в Горьком — городе давних и славных музыкальных традиций. С огромным успехом прошли концерты оркестра во многих городах нашей страны, гастроли в Венгрии, Испании, ФРГ. Искусство оркестра и его художественного руководителя находит отклик на страницах журналов «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь», газеты «Советская культура». «Новая встреча с оркестром еще раз подтвердила, что достоинства его полностью соответствуют представлению об ансамбле-виртуозе», — писала в своей статье газета «Правда». «Спиваков знает, как сделать музыку поющей, и как скрипач, и как дирижер. Его Моцарт стал восхитительным достижением, а умение раскрыть композиторскую идею заслуживает самого высокого признания…». «Концерт, сыгранный в Мюнхене «Виртуозами Москвы» и Владимиром Спиваковым, незабываем. Изумительная музыкальность, редкостное чувство стиля, благородство, красота и блеск исполнения — все эти качества позволяют говорить об огромном музыкальном событии…». «Достижения Спивакова-скрипача давно выдвинули его в ряды лучших скрипачей мира, а достижения Спивакова-дирижера сегодня говорят о нем как о новой восходящей звезде…» Таковы некоторые выдержки из зарубежной прессы. Репертуар ансамбля, помимо классики и современной музыки, включает сегодня новые произведения советских композиторов, специально для него написанные, и в интерпретации каждого сочинения — своеобразие творческих решений, свежесть исполнительских идей, стремление к максимальной свободе самовыражения. С «Виртуозами» охотно выступают замечательные советские и зарубежные музыканты-исполнители: квартет имени Бородина, альтист Юрий Башмет, вьетнамский пианист Данг Тхай Шон. Огромное впечатление оставили совместные концерты оркестра с выдающейся советской певицей Еленой Образцовой. Участие в традиционных концертах «Русской зимы», различных фестивалях в республиках и городах страны говорит о большом интересе, который вызывает сегодня искусство музыкантов. В этом дань их высокой исполнительской культуре, позволяющей «Виртуозам Москвы» по праву занять свое достойное место в ряду лучших камерных оркестров мира. Евг. Баранкин Современная проигрывающая аппаратура предъявляет высокие требования к качеству грампластинок. В связи с этим разрабатываются новые способы записи, позволяющие улучшить звучание. Одним из наиболее перспективных является цифровой способ, осуществляемый с применением электронно-вычислительной техники. Цифровая запись существенно расширяет динамический диапазон и сводит к минимуму уровень шумов. Фирма «Мелодия» начала выпуск грампластинок с использованием записей, выполненных цифровым способом. Одна из них представлена на данной грампластинке, которую рекомендуется проигрывать на аппаратуре высшего класса. Запись 1983 г. (цифровая) |
Ленинградский завод, ГОСТ 88 сторона 1 выпуск 1990 г |
Санкт-Петербургский ЗГ, ГОСТ 88 сторона 1 |
Санкт-Петербургский ЗГ, ГОСТ 88 сторона 2 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-88 Сторона 1. Год выпуска 1990 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-88 Сторона 2 Год выпуска 1990 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-88 Сторона 1. Год выпуска 1990 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-88 Сторона 2 Год выпуска 1990 |