6 дней
О сайте4 | А10 00077 008 1984, дата записи: 1983 г. |
Сторона 1 К. ЦЕЛЛЕР (1842 — 1898). Хор из интродукции («Мартин-рудокоп», № 1) —2.08 Ф. ЛЕГАР (1870 — 1948). Дуэт Анжели и Рене («Граф Люксембург», № 8) — 3.35 К. ЦЕЛЛЕР (1842 — 1898). Песня Мартина с хором («Мартин-рудокоп», № 12) — 3.39 Ф. ЛЕГАР (1870 — 1948). Дуэт Ганны и Данилы («Веселая вдова», № 15) — 3.06 И. ШТРАУС (1825 — 1899). Дуэт Саффи и Баринкая с хором («Цыганский барон», № 11) —4.26 Сторона 2 Ф. ЛЕГАР (1870 — 1948) Сцена и песня Ганны с хором («Веселая вдова», № 7) — 9.25 Дуэт Анжели и Рене («Граф Люксембург», № 11) — 3.17 К. ЦЕЛЛЕР (1842 — 1898). Песня Адама с хором («Продавец птиц», 2 д.) — 3.18 Елена Образцова, меццо-сопрано (2 — 8) Игорь Морозов, баритон (2,4,5,7) Академический Большой хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Художественный руководитель Людмила Ермакова (1, 3, 5, 6, 8) Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижер Альгис Жюрайтис Звукорежиссер Л. Бобова. Редактор Л. Абелян. Оформление художника А. Третьякова |
Многим любителям музыки запомнились «Вечера классической оперетты», которые состоялись в Большом зале Московской консерватории в апреле 1982 года. Тогда широкая аудитория впервые получила представление о Елене Образцовой как об исполнительнице музыки классиков оперетты. О том, что стихия этого жанра близка художественной индивидуальности артистки, можно было догадываться и раньше — в своих сольных концертах она на «бис» пела с неподражаемым изяществом и грацией песню Мартина из оперетты Целлера «Мартин-рудокоп» и сцену опьянения Периколы. Но то были лишь отдельные «блестки» опереточного репертуара выдающейся певицы. Теперь же Образцова исполнила целую программу арий и дуэтов с оркестром и хором, общая продолжительность которой превышала два часа. В следующем году Е. Образцова повторила программу в Большом зале Московской консерватории, записала ее на пластинку, а в начале 1984 года с ее участием была записана фонограмма телефильма «Веселая вдова» по одноименной оперетте Легара. Таким образом, певица демонстрирует не случайное эпизодическое увлечение опереттой, а новую, стойко установившуюся широкую область своих художественных интересов. Оперетта играла большую роль в артистической жизни многих знаменитых певцов XX века. Достаточно вспомнить в этой связи имена Рихарда Таубера, Марии Чеботари, Элизабет Шуман, Хильды Гюден, Элизабет Шварцкопф, Николая Гедды, Аннелиз Ротенберг, Режеп Креснен. Каждый из них привнес в трактовку жанра оперетты неповторимые черты своей индивидуальности. Елена Образцова вложила в исполнение этой музыки весь жар своего сердца, всю трепетность души, весь свой огромный опыт и мастерство оперной и камерной певицы. Музыка классиков оперетты — Ф. Легара, К. Целлера, Ж. Оффенбаха, И. Штрауса, И. Кальмана — не просто близка Елене Образцовой. Она поет ее с упоением, восторгом, тем неизъяснимым шармом и полной художественной отдачей, на которые способен только очень щедрый, яркий, увлекающийся талант. Что бы ни говорили о специфике жанра оперетты, а она, конечно, существует, одно условие успешного исполнения непременно — высокий уровень вокального мастерства. Елена Образцова в классической оперетте — это безбрежная стихия вокала удивительной красоты, тембрового богатства и яркости, сочности красок. По накалу эмоций, по тонкости нюансировки, пластичности фразы, гибкости вокальной линии исполнение вызывает в памяти вдохновенные создания артистки в оперном репертуаре. Роднит их и общий эмоциональный тон, романтический пафос, замечательная способность . певицы всегда мыслить, жить в образе. Партнером Образцовой в записях, представленных на пластинке, выступает молодой солист Большого театра Игорь Морозов, обладатель приятного по тембру, мягкого лирического баритона. Он хорошо чувствует стиль и характер музыки. Голоса певцов прекрасно звучат в ансамбле — в дуэтах из оперетт Ф. Легара и И. Штрауса. «К оперетте я шла очень давно, — говорит Елена Васильевна Образцова. — Когда я была еще маленькой девочкой и только мечтала о музыке, я хотела быть опереточной певицей. Знала наизусть всю «Сильву». И хотя моя артистическая судьба сложилась по-иному, я по-прежнему питала к оперетте нежные чувства и хотела ее петь. Но мой голос не был готов к тому, чтобы выдерживать сопрановую тесситуру, а ведь все героини оперетт — сопрано. Когда же я почувствовала, что профессионально могу справиться с этой тесситурой, я решилась выступить с программой, которую мы задумали с Альгисом Жюрайтисом очень давно. Оперетту называют веселым жанром, но я отношусь к этой музыке со всей серьезностью и ответственностью — нисколько не меньшей, чем к выступлениям на оперной сцене или концертной эстраде. Для концерта в Большом зале Московской консерватории и записи на пластинку я выбрала хорошо известные арии и сцены, которые у многих любителей музыки буквально «на слуху». В дальнейшем думаю расширить свой репертуар за счет произведений, гораздо менее знакомых широкой аудитории, но тоже по-своему замечательных. Так что свое увлекательное путешествие в страну оперетты я продолжаю с удовольствием... Думаю, что знакомство с этой пластинкой позволит слушателю в полной мере ощутить подлинную красоту и очарование этой страны оперетты...» В. Тимохин |