5 дней
О сайте21 | MEL CD 40 02304 (5 CD) 2014 |
Пушкин А. С. - Повести Белкина. Борис Годунов. Арап Петра Великого (2014) [Мелодия MEL CD 40 02304, 5CD Box] |
На пьедестале отечественной культуры есть имена, которые мы произносим с особой гордостью. Первым в этом ряду стоит Александр Сергеевич Пушкин - его называют «величайшим национальным достоянием». Творчество Пушкина, подобно творчеству Данте в Италии и Гёте в Германии, стало качественно новым этапом в развитии русского литературного языка. Как писал Н. В. Гоголь, «Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет». Наследие поэта весьма значительно: его гению было подвластно множество художественных форм и стилей, разнообразие сюжетов и жанров. Основными темами, волновавшими автора, на протяжении всей его жизни оставались красота и гармония мира, природы, любви, многообразие отношений, глубина и сложность человеческой души. Данная литературная коллекция, посвященная творчеству Пушкина, включает в себя как инсценировки знаменитых произведений поэта, так и его сочинения, озвученные выдающимися мастерами художественного слова. Некоторые произведения представлены в сокращении. Сборник подготовлен при содействии Национального фонда поддержки правообладателей (НФПП). НФПП учрежден Российским Авторским Обществом (РАО) и Российским Союзом Правообладателей (РСП). Основным направлением деятельности Фонда является материальная, социальная и творческая помощь правообладателям, в том числе содействие в создании новых объектов культуры и искусства. Фонд на регулярной основе финансирует различные благотворительные проекты и программы, среди которых программа материальной и социальной поддержки ветеранов культуры и искусства; программа помощи молодым талантам; программа поддержки значимых социально-культурных мероприятий; организация и поддержка фестивалей, конкурсов, концертов и творческих вечеров в сфере музыки, кино и театрального искусства.] |
Буклет, стр. 2 — 3 «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». Николай Гоголь «Пушкин был совершенным выражением своего времени. Одаренный высоким поэтическим чувством и удивительною способностию принимать и отражать все возможные ощущения, он перепробовал все тоны, все лады, все аккорды своего века; он заплатил дань всем великим современным событиям, явлениям и мыслям, всему, что только могла чувствовать тогда Россия, переставшая верить в несомненность вековых правил, самою мудростию извлеченных из писаний великих гениев, и с удивлением узнавшая о других правилах, о других мирах мыслей и понятий и новых, неизвестных ей дотоле, взглядах на давно известные ей дела и события». Виссарион Белинский «Пушкин - наше величайшее национальное достояние, он всегда с нами, он высший критерий для наших душ, нашей нравственности... Тайна безмерного обаяния Пушкина в том, что он в каждое мгновение жизни, в каждой ее песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный, вселенский смысл. И потому он не просто любил жизнь во всех ее проявлениях, жизнь была для него величайшим таинством, величайшим действом. И потому он был велик во всем: и в своих надеждах, и в своих заблуждениях, и в своих победах, и в своей любви к людям, к природе, в любви к Родине, к ее истории, ее будущему». Дмитрий Лихачев |
Буклет, стр. 4 — 5 Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 - 10.02.1837) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830) А.С. Пушкин написал в Болдине. В цикле пять повестей, написанных от лица вымышленного персонажа - Ивана Петровича Белкина, молодого помещика: «Гробовщик» (9 сентября), «Станционный смотритель» (14 сентября), «Барышня-крестьянка» (20 сентября), «Выстрел» (14 октября), «Метель» (20 октября). «Повести Белкина» до сих пор имеют репутацию загадочных. В чистовом варианте Пушкин расположил повести не в том порядке, в каком они были написаны. Следовательно, мысль Пушкина-автора выражена уже в композиции цикла: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Однако обнаружить мысль, которая объединяет отдельные довольно пестрые по содержанию повести, оказывается крайне сложно. В «Выстреле» один из дуэлянтов дважды отказался сделать свой выстрел; в «Метели» жених заблудился и не попал на собственную свадьбу, а невеста случайно обвенчалась с другим; в «Гробовщике» торговец гробами и похоронными принадлежностями после гулянки у соседа увидел страшный сон, в котором мертвецы пришли к нему в гости; в «Станционном смотрителе» юную красавицу-дочь станционного смотрителя увез в столицу проезжий гусар; в «Барышне-крестьянке» барышня, заинтересовавшаяся молодым соседом, знакомится с ним, переодевшись в крестьянку. На первый взгляд, нет общей для всех этих историй темы. К тому же непонятна фигура мнимого автора. Известный литературовед С.Г. Бочаров писал: «Белкин - не воплощенный рассказчик - фигура, более характерная для послепушкинской прозы, - но “медиум”, повествовательная среда, объединившая повествующего автора с миром его повествования». Предисловие «От Издателя» написано от имени А.П., но, судя по стилю, это не Александр Пушкин. «Взявшись хлопотать об издании “Повестей И.П. Белкина”, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора и тем отчасти удовлетворить справедливому любопытству любителей отечественной словесности...» Поскольку молодой автор - помещик Белкин - умер до того, как повести были подготовлены к печати, издатель обратился к соседу автора, ненарадовскому помещику за биографическими сведениями о Белкине. Письмо соседа полностью приводится в «Предисловии». Из этого письма читатель может узнать, что Белкин родился в 1798 г., в детстве имел охоту к чтению, служил в армии, после смерти родителей вернулся в свое имение, но помещиком был неумелым, слишком либеральным, вел жизнь кроткую, умеренную, одинокую, много писал, умер в 1828 г. от простуды в возрасте тридцати лет, роста был среднего, глаза имел серые, волосы русые, нос прямой, лицом был бел и худощав. К занятию сочинительством сосед относится и снисходительно, и неодобрительно, указывая к тому же на недостаток воображения Белкина: «Названия сел и деревень заимствованы из нашего околотка, отчего и моя деревня где-то упомянута. Сие произошло не от злого какого-либо намерения, но единственно от недостатка воображения». Из «Предисловия» читатель так и не понимает, кто такой Белкин - талантливый, рано умерший писатель или местный графоман с недостатком воображения? Но узнает, что повести Белкин не просто выдумал, а написал по рассказам нескольких лиц: «Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А. Г. Н., «Выстрел» - подполковником И. Л. П., «Гробовщик» - приказчиком Б. В., «Метель» и «Барышня» - девицею К. И. Т. Возможно, разгадка повестей именно в «загадке» Белкина? Известно высказывание Льва Толстого об этих произведениях. В одном из писем он писал: «Давно ли вы не перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу - прочтите сначала все повести Белкина. Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое на меня имело это чтение». «Арап Петра Великого» (1927) - неоконченное произведение Пушкина, в рукописи поэта не имеет названия. Печатая из него лишь отрывки, Пуш- |
Буклет, стр. 6 — 7 кин озаглавливал их «Главы из исторического романа». Название, привычное для нас, дано в 1837 г. при первой посмертной публикации в журнале «Современник» полного текста, переписанного поэтом набело (шесть законченных глав и начало седьмой). А.С. Пушкина давно интересовала родословная его знаменитого прадеда Ганнибала. Сын Абрама (Ибрагима) Ганнибала Осип был отцом Надежды Осиповны, матери поэта. По преданию прадед Пушкина был сыном Абиссинского эмира, похищенным и увезенным турками в Константинополь, а затем присланным русским посланником в подарок Петру I, который сам его воспитывал и очень любил. Основным историческим источником для Пушкина была биография Абрама Ганнибала, которую поэт получил, очевидно, от Петра Абрамовича Ганнибала, своего двоюродного деда, глубокого старика, проживавшего недалеко от Михайловского в селе Петровском. Историческая правда в этой биографии не везде была соблюдена, но Пушкин и не задумывал свой роман как точное воспроизведение жизни прадеда. Он собирался писать исторический роман из жизни России времен Петра Великого, и Ибрагим Ганнибал интересовал его как фигура историческая - сподвижник Петра в его великих деяниях. Образ Петра I всегда привлекал А.С. Пушкина. Для него Петр I не только гениальный государственный деятель, реформатор, но и человек, который сам принимал участие в осуществлении своих великих замыслов. В «Арапе Петра Великого» Пушкин дает реалистический образ Петра, в котором черты могучего властелина, грозного царя смешиваются с бытовыми чертами простого обаятельного человека, не лишенного юмора, ласки, заботящегося не только о государстве, но и о близких ему людях. Полное название поэмы «Борис Годунов» (1825) - «Драматическая повесть, Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве». Познакомившись с только что вышедшими X и XI томами «Истории государства Российского» Н. Карамзина, в которых изображалось так называемое «смутное время» в России, т.е. рубеж XVI-XVII вв.: конец династии Рюриковичей, царствование и смерть Федора Иоанновича, выборы нового царя Бориса Годунова, появление Самозванца Гришки Отрепьева, который выдавал себяза спасшегося младшего сына Ивана Грозного Дмитрия, и народное восстание, поднятое в защиту Лжедмитрия, Пушкин необычайно заинтересовался этими событиями. Он писал: «Что за чудо эти два последние тома Карамзина! Какая жизнь! Это злободневно, как вчерашняя газета...» Он постарался понять истинный смысл этих исторических событий и передать их в художественной форме. В своей пьесе Пушкин использует пятистопный (безрифменный) ямб, ряд сцен написан прозой. Здесь нет традиционного деления на акты, текст «Бориса Годунова» состоит из 23 сцен разного объема, причем примерно половина из них очень короткие - менее 50 строк. Одной из особенностей этой трагедии является отсутствие пятого акта, в котором разрешался основной конфликт, присущего всем допушкинским трагедиям. Центральный конфликт в финале трагедии Пушкина - нравственное противостояние народа преступной «высшей власти» - не только не разрешается, но и предельно заостряется. Убивая свергнутого царя Федора Годунова и его мать, сторонники Самозванца (Гришки Отрепьева) помогают ему сделать решающий шаг к трону. Последняя сцена становится началом нового, еще более серьезного конфликта народа с властью уже в лице Лжедмитрия. Несмотря на название пьесы, Борис Годунов не является ее главным героем. Он - один из действующих лиц тех событий, которые описываются в трагедии. Из 23 сцен Борис участвует только в семи. В 20-й сцене он умирает, после чего следуют еще три очень важных по содержанию и накалу событий сцены. «Человек и народ - судьба человеческая, судьба народная» - вот авторская формула, указывающая на две важнейших составляющих идеи произведения: трагедия человека, достигшего «высшей власти», и трагедия народа, втянутого в безнравственную, лживую борьбу за власть. |
А.С. Пушкин Повести покойного Ивана Петровича Белкина Инсценировка В. Монюкова и В. Михайловского (1-4) Выстрел — 34.50 Действующие лица и исполнители: От автора - В. Монюков Рассказчик - Н. Пеньков Сильвио - А. Джигарханян Граф - М. Царев Графиня - Н. Антонова Поручик - А. Пермяков Друг Сильвио - К. Градополов Офицер с гитарой - В. Петров Романтический офицер - В. Степанов Слуга Сильвио - В. Михайловский Запись 1973 г. (5-8) Метель — 31.57 Действующие лица и исполнители: От автора - В. Монюков Бурмин - М. Зимин Владимир - В. Абдулов Гаврила Гаврилович - И. Тарханов Прасковья Петровна - В. Дементьева Мария Гавриловна - К. Головко Шадринский дед - А. Пермяков Горничная - Л. Мартынова Запись 1973 г. Общее время звучания: 66:55 Ремастеринг - Н. Радугина Координатор проекта - Н. Пшеничная Дизайн - О. Светличный |
А.С. Пушкин Повести покойного Ивана Петровича Белкина Инсценировка В. Монюкова и В. Михайловского (1-4) Гробовщик — 26.55 Действующие лица и исполнители: От автора - В.Монюков Прохоров - И. Тарханов Шульц, сапожник-немец - А.Пермяков Юрко - Н. Пеньков Переплетчик - К. Градополов Фрау Шульц - С.Гаррель Аксинья - В. Дементьева Булочник - В.Беляков Дочери Прохорова - Л. Мартынова, Л. Коровкина Купчик - К. Градополов Запись 1973 г. (5-8) Станционный смотритель — 31.40 Действующие лица и исполнители: От автора - В. Монюков Титулярный советник - В. Расцветаев Вырин - В. Орлов Дуня - Л. Белоусова Ванька - Е. Королева Жена пивовара - Г. Буканова Минский - А. Пермяков Кучер Минского - А. Пеньков (на самом деле Николай Пеньков) Денщик Минского - В. Монюков Служанка - Л. Белоусова Запись 1973 г. Общее время звучания: 56.40 Ремастеринг - Н. Радугина Координатор проекта - Н. Пшеничная Дизайн - О. Светличный |
А.С. Пушкин Повести покойного Ивана Петровича Белкина Инсценировка В. Монюкова и В. Михайловского (1-4) Барышня-крестьянка — 34.19 Действующие лица и исполнители: От автора - В. Монюков Муромский - П. Массальский Берестов - М. Зимин Алексей - Ю. Пузырев Лиза - Н. Антонова Настя - Е. Королева Мисс Жаксон - С. Гаррель Слуга - В. Михайловский Запись 1973 г. Ремастеринг - Н. Радугина Координатор проекта - Н. Пшеничная Дизайн - О. Светличный |
А.С. Пушкин Борис Годунов (сцены из трагедии) 1. Кремлевские палаты..........................................................................................................5.42 2. Красная площадь................................................................................................................1.32 3. Девичье поле. Новодевичий монастырь .........................................................................1.26 4. Кремлевские палаты..........................................................................................................2.54 5. Ночь. Келья в Чудовом монастыре.................................................................................12.56 6. Палаты Патриарха...............................................................................................................2.37 7. Царские палаты ..................................................................................................................4.45 8. Москва. Дом Шуйского........................................................................................................5.40 9. Царские палаты ..................................................................................................................8.58 Запись 1990 г. Читают А. Парра, В. Ивашов, А. Грачев Общее время звучания: 44.24 Ремастеринг - В. Панина-Ободзинская Координатор проекта - Н. Пшеничная Дизайн - О. Светличный |
А.С. Пушкин Арап Петра Великого Запись 1990 г. Читает А. Кутепов Общее время звучания: 41.46 Ремастеринг - В. Панина-Ободзинская Координатор проекта - Н. Пшеничная Дизайн - О. Светличный |
CD 1 Выстрел От автора - Виктор Монюков Рассказчик - Николай Пеньков Сильвио - Армен Джигарханян Граф - Михаил Царёв Графиня - Наталья Антонова Друг Сильвио - Константин Градополов Поручик - Александр Пермяков Офицер с гитарой - Виктор Петров Романтический офицер - Вячеслав Степанов Слуга Сильвио - Валерий Михайловский Метель От автора - Виктор Монюков Бурмин - Михаил Зимин Владимир - Всеволод Абдулов Гаврила Гаврилович - Иван Тарханов Прасковья Петровна - Валерия Дементьева Марья Гавриловна - Кира Головко Жадринский дед - Александр Пермяков Горничная - Любовь Мартынова Инсценировка Виктора Монюкова и Валерия Михайловского Время звучания: 0:34:55 + 0:31:59 CD 2 Гробовщик От автора - Виктор Монюков Прохоров Адриян Прохорович - Иван Тарханов Готлиб Шульц, сапожник - Александр Пермяков Юрко, будочник - Николай Пеньков Фрау Шульц - Софья Гаррель Аксинья - Валерия Дементьева Переплётчик, Купчик - Константин Градополов Курилкин Пётр Петрович - Виталий Беляков Дочери Прохорова Акулина и Дарья - Любовь Мартынова и Лариса Коровкина Станционный смотритель От автора, лакей - Виктор Монюков Титулярный советник - Вячеслав Расцветаев Вырин - Василий Орлов Дуня - Людмила Белоусова Ванька - Елена Королёва Жена пивовара - Галина Буканова Минский - Александр Пермяков Кучер Минского - Николай Пеньков Денщик Минского - Виктор Монюков Служанка - Людмила Белоусова Инсценировка Виктора Монюкова и Валерия Михайловского Время звучания: 0:24:57 + 0:31:42 CD3 Барышня-крестьянка От автора - Виктор Монюков Муромский - Павел Массальский Берестов - Михаил Зимин Алексей - Юрий Пузырёв Лиза - Наталья Антонова Мисс Жаксон - Софья Гаррель Настя - Елена Королёва Слуга - Валерий Михайловский Инсценировка Виктора Монюкова и Валерия Михайловского Время звучания: 0:34:18 CD 4 Борис Годунов (сцены из трагедии) 1. Кремлёвские палаты 2. Красная площадь 3. Девичье поле. Новодевичий монастырь 4. Кремлёвские палаты 5. Ночь. Келья в Чудовом монастыре 6. Палаты Патриарха 7. Царские палаты 8. Москва. Дом Шуйского 9. Царские палаты Исполнители: Владимир Ивашов, Анатолий Грачёв, Александр Парра Режиссёр: В. Поплавский Время звучания: 0:44:25 CD 5 Арап Петра Великого Исполняет Александр Кутепов Время звучания: 0:41:47 Аудиоспектакли были изданы фирмой "Мелодия" на виниловых пластинках. Каталожные номера: «Выстрел» 33Д 34463-64 «Метель» 33Д 34465-66 «Гробовщик» 33Д 34467-68 «Станционный смотритель» 33Д 34469-70 «Барышня-крестьянка» 33Д 34471-72 Хроника смутного времени. Сцены из трагедии «Борис Годунов» С40 31297 002 «Арап Петра Великого» Д-033579-80, М40-35683-4 |