Буклет, стр. 6 — 7
кин озаглавливал их «Главы из исторического романа». Название, привычное для нас, дано в 1837 г. при первой посмертной публикации в журнале «Современник» полного текста, переписанного поэтом набело (шесть законченных глав и начало седьмой).
А.С. Пушкина давно интересовала родословная его знаменитого прадеда Ганнибала. Сын Абрама (Ибрагима) Ганнибала Осип был отцом Надежды Осиповны, матери поэта. По преданию прадед Пушкина был сыном Абиссинского эмира, похищенным и увезенным турками в Константинополь, а затем присланным русским посланником в подарок Петру I, который сам его воспитывал и очень любил.
Основным историческим источником для Пушкина была биография Абрама Ганнибала, которую поэт получил, очевидно, от Петра Абрамовича Ганнибала, своего двоюродного деда, глубокого старика, проживавшего недалеко от Михайловского в селе Петровском. Историческая правда в этой биографии не везде была соблюдена, но Пушкин и не задумывал свой роман как точное воспроизведение жизни прадеда. Он собирался писать исторический роман из жизни России времен Петра Великого, и Ибрагим Ганнибал интересовал его как фигура историческая - сподвижник Петра в его великих деяниях.
Образ Петра I всегда привлекал А.С. Пушкина. Для него Петр I не только гениальный государственный деятель, реформатор, но и человек, который сам принимал участие в осуществлении своих великих замыслов.
В «Арапе Петра Великого» Пушкин дает реалистический образ Петра, в котором черты могучего властелина, грозного царя смешиваются с бытовыми чертами простого обаятельного человека, не лишенного юмора, ласки, заботящегося не только о государстве, но и о близких ему людях.
Полное название поэмы «Борис Годунов» (1825) - «Драматическая повесть, Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве».
Познакомившись с только что вышедшими X и XI томами «Истории государства Российского» Н. Карамзина, в которых изображалось так называемое «смутное время» в России, т.е. рубеж XVI-XVII вв.: конец династии Рюриковичей, царствование и смерть Федора Иоанновича, выборы нового царя Бориса Годунова, появление Самозванца Гришки Отрепьева, который выдавал себяза спасшегося младшего сына Ивана Грозного Дмитрия, и народное восстание, поднятое в защиту Лжедмитрия, Пушкин необычайно заинтересовался этими событиями. Он писал: «Что за чудо эти два последние тома Карамзина! Какая жизнь! Это злободневно, как вчерашняя газета...» Он постарался понять истинный смысл этих исторических событий и передать их в художественной форме.
В своей пьесе Пушкин использует пятистопный (безрифменный) ямб, ряд сцен написан прозой. Здесь нет традиционного деления на акты, текст «Бориса Годунова» состоит из 23 сцен разного объема, причем примерно половина из них очень короткие - менее 50 строк. Одной из особенностей этой трагедии является отсутствие пятого акта, в котором разрешался основной конфликт, присущего всем допушкинским трагедиям. Центральный конфликт в финале трагедии Пушкина - нравственное противостояние народа преступной «высшей власти» - не только не разрешается, но и предельно заостряется. Убивая свергнутого царя Федора Годунова и его мать, сторонники Самозванца (Гришки Отрепьева) помогают ему сделать решающий шаг к трону. Последняя сцена становится началом нового, еще более серьезного конфликта народа с властью уже в лице Лжедмитрия.
Несмотря на название пьесы, Борис Годунов не является ее главным героем. Он - один из действующих лиц тех событий, которые описываются в трагедии. Из 23 сцен Борис участвует только в семи. В 20-й сцене он умирает, после чего следуют еще три очень важных по содержанию и накалу событий сцены. «Человек и народ - судьба человеческая, судьба народная» - вот авторская формула, указывающая на две важнейших составляющих идеи произведения: трагедия человека, достигшего «высшей власти», и трагедия народа, втянутого в безнравственную, лживую борьбу за власть.