2 дня
О сайте16 4 | Д 023183-4 1968 |
Сторона 1: 1. Ария Зарастро («Волшебная флейта», 2 д.) (В. Моцарт) – Николай Корольков – фортепиано 2. Ария Сусанина («Иван Сусанин», 4 д.) (М. Глинка) – оркестр Большого театра СССР, дирижер Александр Мелик-Пашаев 3. Ария Мельника («Русалка», 1 д.) (А. Даргомыжский) – оркестр Большого театра СССР, дирижер Александр Орлов Сторона 2: 4. Ночь осенняя (М. Глинка) – Наум Вальтер (фортепиано) 5. Титулярный советник (А. Даргомыжский) – Наум Вальтер (фортепиано) 6. На старом кургане (В. Калинников) – Наум Вальтер (фортепиано) 7. Кузнец (Ю. Сахновский) – Николай Корольков (фортепиано) 8. Бурлацкая (С. Рахманинов) – Николай Корольков (фортепиано) 9. Ах ты, доля моя, доля (русская народная песня) – Николай Корольков (фортепиано) 10. Моряки (К. Вильбоа) – Максим Михайлов и Иван Козловский; Наум Вальтер (фортепиано) |
Сторона 1: 01. Ария Зарастро (Волшебная флейта, 2 д.) (В.Моцарт) 02. Ария Сусанина (Иван Сусанин, 4 д.) (М.Глинка) 03. Ария Мельника (Русалка, 1 д.) (А. Даргомыжский) Сторона 2: 04. Ночь осенняя (М. Глинка) 05. Титулярный советник (А. Даргомыжский) 06. На старом кургане (В. Калинников) 07. Кузнец (Ю. Сахновский) 08. Бурлацкая (С. Рахманинов) 09. Ах ты, доля моя, доля (русская народная песня) 10. Моряки (К. Вильбоа) фортепиано – Николай Корольков (1, 7-9), Наум Вальтер (4-6, 10) оркестр Большого театра СССР, дирижёры А. Мелик-Пашаев (2), А. Орлов (3) Иван Козловский, тенор (10) |
Россия издавна славилась могучими басами. Достаточно вспомнить Осипа Афанасьевича Петрова — первого исполнителя партии Сусанина, Федора Ивановича Шаляпина, знаменитую «династию» басов Пироговых. К этой плеяде русских самородных талантов можно отнести и народного артиста СССР Максима Дормидонтовича Михайлова, имя которого широко известно современным слушателям. Он родился 13 августа 1893 года в приволжском селе Кольцоика Казанской губернии. Сын бедного крестьянина дореволюционной России, Максим Михайлович прошел суровую жизненную школу. И кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы не упрямый, сильный характер, воля, трудолюбие и самобытный яркий талант. Петь Михайлов начал еще в школьном хоре. Подростком он ушел из родного села в Казань, Хотел учиться, но жизнь диктовала свое. Ему пришлось работать грузчиком на волжских пристанях, чернорабочим на рыбном заводе. Но желание учиться пению не покидало. «Один из моих соседей по ночлежному дому, — рассказывал Максим Дормидонтович, — посоветовал обратиться к Мореву — руководителю большого церковного хора. Mopeв внимательно прослушал меня, голос ему понравился, но, узнав, что мне негде жить, отказался принять, рекомендуя обратиться в Спасский монастырь. В тот же день я направился в монастырь, где был прослушан и принят в хор». Вскоре Максим Дормидонтович поступил на пастырские курсы, а несколько позднее — в Казанское музыкальное училище. Его сильный красивый бас, музыкальность, а главное — страстное желание учиться покорили профессора Ф. А. Ощустовича, который и взял Михайлова в свой класс. В Казани Михайлов впервые познакомился с оперным театром, слушая «Ивана Сусанина» М. Глинки в исполнении московской труппы. Исполнение Шаляпиным заглавной партии потрясло его и осталось в памяти как одно из самых сильных художественных впечатлений. В 1914 году Михайлов закончил пастырские курсы и был назначен дьяконом в Уфимский собор; через три года его перевели в Омск, затем — в Казань, а в 1924 году — в Москву. Все это время Михайлова не оставляла мечта о театре, он посещал оперные спектакли, концерты, изучал оперный репертуар. В Москве уже заговорили о его феноменальном голосе. В 1930 году Максим Дормидонтович получил приглашение на пробу во Всесоюзный Радиокомитет и был зачислен в оперную группу Радиоцентра. Так, в 37 лет началась для него новая жизнь, жизнь интенсивного творчества и учебы. Он участвовал в оперных радиоспектаклях, исполнял по радио русские народные песни, произведения русских классиков и советских композиторов. Благотворное влияние на певца оказали творческие встречи и работа с такими деятелями советского музыкального искусства, как композитор М. Иплолитов-Иванов, дирижеры Н. Голованов и А, Орлов, режиссеры И. Лепицкий и И. Судаков. В конце 1932 года Михайлов перешел в труппу Большого театра. С этим прославленным коллективом связан расцает его творчества. Начаи тою сценическую деятельность с эпизодических партий (Зарецкого в «Евгении Онегине» и Митюхи в «Борисе Годунове»), он уже в первый сезон спел Варяжского гостя в «Садко» и князя Юрия в «Сказании о невидимом граде Китеже», Монаха в «Гугенотах» Мейербера. В последующие сезоны Михайлов исполнил партии Светозара в «Руслане и Людмиле» и Андрея Дубровского в «Дубровском», Деда Мороза в «Снегурочке» и Пимена в «Борисе Годунове», Корабельщика в «Сказке о царе Салтане» и Хованского в «Хованщине». Образы, созданные им на сцене, запоминались надолго. Артист умел раскрыть внутренний мир своего героя. Властолюбивый, коварный и хитрый Хан Кончак («Князь Игорь») в его исполнении не лишен был обаяния, а благородный Гремин в «Евгении Онегине» трогал искренностью чувств. Известный музыковед Г. Хубов писал в газете «Правда»: «Великолепным был в партии Гремина народный артист СССР М. Д. Михайлов. Пел он просто, широким полным звуком, с выразительной сдержанностью и мягкой фразировкой. И характерно, — в одной эпизодической арии Гремина силой большого певческого таланта был обрисован цельный, яркий образ». Сочно, с мягким юмором и наивной непосредственностью исполнял артист партию Чуба в «Черевичках» Чайковского, «Необычайно выразительно и интересно играет Чуба М. Михайлов», — писал Д. Шостакошич. Яркие, колоритные образы создал Максим Дормидонтович в операх советских композиторов: это старый Лестницкий и Фрол Домасков в «Тихом Доне» и «Поднятой целине» Дзержинского и особенно матрос Вакулинчук в «Броненосце «Потемкин» О. Чишко. Артисту, выросшему в самой гуще народной, особенно близки были образы простых русских людей. С большой теплотой, искренностью исполнял он партии Собакина ш «Царской невесте». Мельника в «Русалке». Высшим творческим достижением певца на оперной сцене стал Иван Сусанин в одноименной опере Глинки. «Я с увлечением готовил роль Сусанина, пленившего меня с детских лет, — писал Максим Дормидонтович. — Мне хотелось как можно глубже раскрыть перед зрителями величавый образ русского патриота. Просто, не раздумывая, выполняет Сусанин свой долг перед родиной. Его патриотизм так же естественен, как и вся его жизнь, как любовь к детям, о которых с бесконечной нежностью вспоминает он в предсмертный час». Михайлов был первым исполнителем партии Сусанина на советской сцене. Постановка оперы была осуществлена труппой Большого театра СССР в 1939 году после двадцатитрехлетнего перерыва. Спектакль этот стал подлинным праздником советского театрального искусства. Образ, созданный Михайловым, воплощал высокую гражданскую идею, столь созвучную нашей эпохе. В исполнении артиста легендарный народный герой становился нашим подлинным современником. Максиму Дормидонтовичу выпала честь петь в спектакле «Иван Сусанин» и в исторический день 9 мая 1945 года. В этот вечер слова «Русь моя, живи вовек!» прозвучали особенно волнующе. А заключительный хор «Славься» был воспринят зрителями как торжественный гимн героям Великой Отечественной войны. В зале раздались буря аплодисментов, возгласы: «Ура великому народу!», «Ура Советским воинам!». Чувство любви к родине переполняло всех присутствующих. Этот день был, вероятно, одним из самых счастливых в жизни Максима Михайловича, художника-гражданина, народного артиста Советского Союза. Т. Соколова |
Шишкин И. И. Рожь. Государственная Третьяковская галерея, Москва. |