если Виолетта последует за ним. Но, верная слову, данному Жермону, она отказывается уехать с Альфредом. Альфред, не владея собой, измученный ревностью, бросает в лицо Виолетте деньги — плату за ее любовь. Все в негодовании отворачиваются от него. Вошедший Жермон возмущен поведением сына. Барон вызывает Альфреда на дуэль.
Действие третье.
Скромная комната. Здесь живет покинутая всеми тяжело больная Виолетта. Лишь старый друг — доктор — навещает ее.
В раскрытое окно врывается шум веселого парижского карнавала. Из письма Жермона Виолетта узнает. Что барон был ранен на дуэли, Альфред уехал за границу, но скоро должен вернуться. Отец рассказал ему всю правду о Виолетте, и Альфред придет к ней просить прощения.
В комнату вбегает Альфред. «Ты вновь со мной…— восклицает Виолетта. — И все забыто…» — «Теперь все силы в мире нас не разлучат», — заверяет ее Альфред. Но последние силы оставляют Виолетту.
Входит Жермон. Он готов дать согласие на брак сына, он оценил благородство Виолетты, понял, что Альфред и Виолетта не могут жить друг без друга. «Увы, вы опоздали», — говорит Виолетта. Она умирает на руках Альфреда.
* * *
«La Divina» («Божественная») — такой титул дала Марии Каллас восторженная итальянская публика, и этот титул сохранился за ней и после смерти. Весь артистический комплекс певицы — голос, вокальная техника, актерское мастерство — настолько отличались от привычных норм оперного театра середины нашего века. Производили такой ошеломляющий эффект, что послужили толчком к ломке старых традиций, вызвали к жизни новые тенденции во многих аспектах как вокального искусства, так и всего музыкального театра.
Голос великой певицы невозможно отнести к какой-либо категории по привычной классификации. Он вызывал споры, заставлял из-за отсутствия других аналогий обращаться к далеким страницам истории пения, к легендарной славе Марии Малибран-Гарсиа, Джудитты Паста, Джулии Гризи, для которых были написаны сложнейшие партии в операх В. Беллини и Г. Доницетти.
Каллас называли возродительницей их стиля, стиля романтического бельканто. (Это верно лишь отчасти, ибо в искусстве великой певицы сочетались также и достижения вердиевской и веристской певческих традиций). Сама Каллас определила свой голос как «драматическая колоратура». В переносном смысле этот термин может служить и определением ее вокального стиля в целом.
Мария Каллас прошла трудную житейскую и профессиональную школу. Она родилась 4 декабря 1923 года в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов. Ее настоящее имя Сесилия София Анна Мария Калогеропулос. Мария рано проявила большое природное дарование, побудившее ее родителей. Несмотря на скромные материальные возможности, обеспечить ей соответствующее образование. В 1937 году она вместе с матерью прибыла в Грецию и поступила в одну из афинских консерваторий «Этникон Одеон» к известному педагогу Марии Тривелла. Под ее руководством юная ученица подготовила и исполнила в студенческом спектакле свою первую оперную партию (Сантуцца в «Сельской чести» П. Масканьи, 1939 год). В этом же году Каллас перешла в другую консерваторию Афин — «Одеон Афинон» в класс выдающейся колоратурной певицы довоенного времени испанки Эльвиры де Идальго. С ее помощью Мария получила ангажемент в Афинскую оперу, где в 1942 — 1945 годах исполнила несколько ответственных партий. В 1947 году ей удалось получить контракт в Италии, и 3 августа она с феноменальным успехом дебютирует перед двадцатипятитысячной аудиторией фестивального амфитеатра в Вероне в заглавной партии оперы А. Понкьелли «Джоконда». Дирижировал спектаклем Туллио Серафин, многоопытный мастер, один из лучших дирижеров итальянской оперы. Покоренный талантом Каллас, он приглашает ее в венецианский театр «ЛаФениче», где молодая певица исполняет под его управлением труднейшие заглавные партии в «Турандот» Дж. Пуччини и «Тристане и Изольде» Р. Вагнера. Именно Туллио Серафин угадал неисчерпаемые возможности Каллас — как вокальные, так и сценические. По его совету она исполняет партию Эльвиры в «Пуританах» В. Беллини, считавшуюся привилегией колоратурных сопрано, доказывая безграничность своего вокального и актерского мастерства. С нарастающим успехом Каллас выступает на сценах Италии, Южной Америки, Мексики во все новых партиях, осваивая их с поразительной быстротой. В 1951 году Каллас впервые появляется в «Ла Скала», с триумфом исполняя партию Елены в «Сицилийской вечерне» Дж. Верди. В последующие годы в «Ла Скала» были исполнены и самые знаменитые партии Каллас (в «Медее» Л. Керубини, в «Весталке» Дж. Спонтини, в «Травиате» Дж. Верди, в «Сомнамбуле» В. Беллини. Где режиссером был Лукино Висконти). В искусстве Каллас все было ново: и необычный репертуар (от партий, считавшихся привилегией драматического сопрано, — Аида, Джоконда, Турандот — до партий, входивших в «сферу влияния» колоратурных певиц, — Джильда в «Риголетто» Дж. Верди, Лючия в «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти), и огромная сила экспрессии, вложенная в исполнение партий, ранее служивших лишь для любования вокальной техникой и красотой голоса, и необычайная убедительность реалистических трактовок ролей как традиционного, так и возобновленного репертуара.
Напряженная, изматывающая работа на протяжении семнадцати лет (за это время Каллас выступила на сцене около шестисот раз. Исполнив до сорока партий, из них почти половина была записана певицей в студии, не считая партий, исполненных специально для записи, концертов. Выступлений на радио и телевидении), громадная самоотдача не могли не сказаться на голосе и физическом состоянии актрисы. После 1965 года Каллас больше не появлялась на сцене. Последние годы жизни Мария Каллас провела в Париже, где скончалась 16 сентября 1977 года.
Знаменитый итальянский тенор Джузеппе Ди Стефано появился на оперной сцене почти одновременно с Марией Каллас. Они были партнерами в спектаклях «Ла Скала» и других театров, в грамзаписях их связывала большая личная дружба.
Джузеппе Ди Стефано родился 27 июля 1921 года близ сицилийского города Катанья. Начал заниматься в Милане у выдающегося солиста театра «Ла Скала» баритона Луиджи Монтесанто. Первые концертные выступления Ди Стефано состоялись в 1943 году, а в апреле 1946 года он дебютировал на сцене театра города Реджонель-Эмилия в партии де Грие («Манон» Ж. Массне). Эта же партия стала его дебютом в «Ла Скала». К Ди Стефано быстро приходит успех на родине и за пределами Италии. В феврале 1948 года он впервые пел на сцене «Метрополитен опера», исполнив партию Герцога в «Риголетто» Верди. В дальнейшем певец выступал в лондонском «Ковент-Гарден», Венской государственной опере, в Буэнос-Айресе, Чикаго, Мадриде, но в основном был связан с главными театрами Милана и Нью-Йорка. Расцвет творчества Ди Стефано пришелся на 50-е годы. Но уже в начале следующего десятилетия его голос стал обнаруживать признаки усталости, и в 1965 году артист надолго оставил сцену (почти одновременно с Марией Каллас). Существует мнение, что лирический по характеру голос Ди Стефано «пострадал» от систематического исполнения партий драматического плана. Хотя периодически Ди Стефано еще появлялся на сцене (в частности в классической оперетте), участвовал в концертах. Пробовал себя в оперной режиссуре. Его блестящая мировая карьера закончилась. Тем не менее Ди Стефано с полным правом причислен публикой и критикой к плеяде звезд итальянской оперы, он обладал не только красивейшим голосом, но и драматическим даром, сильным сценическим темпераментом, что проявилось в огромном количестве оперных партий, исполненных им в театральных спектаклях и грамзаписях.