Либретто Ф. М. Пиаве по драме А. Дюма-сына «Дама с камелиями»
На итальянском языке
Действующие лица и исполнители
Виолетта — Мария Каллас
Альфред — Джузеппе Ди Стефано
Жермон — Пьеро Камполонги
Солисты, хор и оркестр Palacio de bellas artes в Мехико. Дирижер УМБЕРТО МУНЬЯИ
Сторона 1 — 32.10 Действие I № 1 — 5
Сторона 2 — 30.30 Действие II № 6 — 8
Сторона 3 — 29.38 Действие II № 9 — 14
Сторона 4 — 31.57 Действие III № 15—18
Запись спектакля 3 июня 1952 г.
Реставратор Г. Петров. Редактор П. Грюнберг. Оформление художника Н. Челмаковой
Среди итальянских композиторов XIX столетия Джузеппе Верди принадлежит, бесспорно, центральное место как крупнейшему реформатору итальянского оперного театра, как художнику, в творчестве которого с наибольшей полнотой и силой проявились реалистические черты музыкального искусства, как композитору, ставшему близким и дорогим широчайшим кругам слушателей.
Эпоха, породившая Верди, была эпохой национально-освободительного движения в Италии против австрийского владычества, героической борьбы итальянского народа за свою национальную независимость и политическую свободу.
Верди принимал участие в этой борьбе как художник-трибун — певец и глашатай чувств и стремлений своего народа. Борясь за свободу итальянского искусства, за его жизненность, правдивость и простоту, Верди черпал силу из народного источника — из народной итальянской песни.
«Травиата» — известнейшая опера Верди — занимает исключительное место в его творчестве, так как написана не на историко-романтический, а на современный композитору бытовой сюжет. В основу его положена драма Дюма-сына «Дама с камелиями», лишенная привычных для того времени условных оперных атрибутов — поединков, заговоров. Сражений, придворных церемоний и т. Д.
После спектакля оперы «Травиата» Дюма сказал: «По прошествии 50 лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».
Публика венецианской премьеры «Травиаты» (6 марта 1853 года) настолько была поражена отсутствием в этой опере обычной обстановки, что сперва начала смеяться, а затем освистала спектакль. Однако спустя некоторое время опера «Травиата» заслужила всеобщее признание, покорила слушателей правдивостью и простотой своей музыки и стала одной из наиболее популярных итальянских опер.
Сюжет «Дамы с камелиями» привлек Верди своими гуманистическими тенденциями. Он вызывал сочувствие к бесправным, изгнанным из общества людям, жертвам социальной несправедливости и лицемерия. Верди смотрел на искусство как на могучий фактор морального воздействия, как на орудие широкой либеральной пропаганды.
С музыкально-драматической стороны «Травиата» представляет огромный интерес. Тенденции художественного реализма, которые уже обнаруживались в более ранних операх Верди, здесь становятся господствующими. Это не значит, разумеется, что в «Травиате» Верди решительно покончил со всеми условностями традиционного итальянского оперного театра. Это значит лишь, что Верди в «Травиате» стремился создать новый музыкально-драматический стиль, соответствующий характеру нового оперного сюжета, т. Е. стремился сделать свою музыку наиболее эмоционально убедительной и правдивой.
Громадный мелодический дар композитора помог ему создать глубоко выразительные музыкальные образы. Мелодия медленной части арии Виолетты из первого действия оперы, мелодия арии умирающей Виолетты, мелодия любовного дуэта и многие другие являются лучшими образцами лирики Верди, простой, трогательной и до конца понятной.
Но сила музыки «Травиаты» не только в ее лирических мелодиях. Она увлекает яркими эмоциональными контрастами, драматической выразительностью.
Все главные и лучшие сцены оперы связаны с Виолеттой. Это — центральный образ, все остальные ему подчинены, помогают раскрыть его. На развитии образа Виолетты построено и все драматическое развитие оперы. Встреча уже больной Виолетты с Альфредом в первом действии завязывает драматическую интригу: сомнения, колебания Виолетты, решение начать новую жизнь. Во втором действии разворачивается психологический конфликт: на сцене появляется Жермон — олицетворение «аристократической» морали. Далее следует драматическая кульминация оперы — разрыв Виолетты с Альфредом. Наконец, в последнем действии — гибель героини в то время, когда перед ней открывается возможность счастливой жизни.
«Травиата» — высочайшее достижение не только Верди, но и всего итальянского оперного искусства середины прошлого века. Огромно влияние этой оперы на дальнейшее развитие реалистических тенденций в западноевропейском музыкальном театре.
Краткое содержание
Действие первое.
Аристократическое общество Парижа презрительно называет Травиатой Виолетту Валери, в салоне которой интересно и весело проводят время художники, поэты и артисты, бывают маркизы и бароны.
Виконт Гастон де Леторьер представляет Виолетте юного аристократа Альфреда Жермона, давно влюбленного в нее. Альфред в честь Виолетты поет застольную песню, прославляя в ней веселье и любовь.
Поклонник Виолетты барон Дюфоль ревниво наблюдает за этой сценой.
Альфред признается Виолетте в горячей любви. Виолетта верит чистому и глубокому чувству Альфреда, хотя она хорошо знает, что любовь отверженной и аристократа не приносит счастья. Великосветское общество никогда не признает их брака. Но Виолетта не открывает своих мыслей Альфреду, не желая огорчать его. Она дарит юноше цветок камелии и расстается с ним. Вскоре уходят и гости.
Виолетта остается одна, она не может забыть Альфреда.
Действие второе.
Альфред и Виолетта покинули светское общество. Они живут под Парижем на вилле Виолетты. Но у Виолетты больше нет средств, и Альфред спешит в Париж, чтобы достать денег.
В отсутствие Альфреда его отец Жорж Жермон приезжает к Виолетте. Она признается в своей любви к Альфреду. Но, по мнению Жермона, эта любовь погубит сестру Альфреда, свадьба которой расстраивается из-за порочащей его связи с Виолеттой. Виолетта не хочет быть причиной чьего-либо горя. Жермон настаивает: Виолетта должна принести в жертву свою «мимолетную» связь с Альфредом во имя счастья его любимой сестры. Виолетта дает слово навсегда расстаться с возлюбленным. Жермон уходит.
Альфред получает письмо Виолетты, из которого узнает, что она покинула его и ушла к барону. Альфред в отчаянии. Отец умоляет его возвратиться в родной дом. Альфред полон гнева и ненависти к Виолетте.
Снова Париж. Маскарад в богатом казино. Здесь веселятся старые знакомые Виолетты. Маски — цыганки и тореадоры — поют и танцуют.
Альфред играет в карты. Однако он пришел сюда не ради карт, а ради встречи с Виолеттой.
Наконец появляется она сама в сопровождении барона Дюфоля. Виолетта боится встречи и столкновения Альфреда с бароном. Оставшись наедине с Альфредом, она просит его уйти. Он обещает исполнить просьбу,