Перед вами новая пластинка фирмы "Мелодия". И прежде чем зазвучит записанная на ней музыка, мне бы хотелось рассказать о тех удивительных самобытных русских народных инструментах, чьи голоса через несколько минут раздадутся в вашем доме...
Пастух выйдет на лужок -
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает.
В словах этой русской народной песни, пожалуй, сказано все самое главное о русском рожке - наиболее распространенном пастушеском музыкальном инструменте в России. Настолько была выразительна игра на этом инструменте, что народ верно подметил, не просто пастух играет, а "выговаривает". Видимо, с этим же умением рожечников "выговаривать" мелодию было связано и возникновение уникальных в народном инструментальном творчестве ансамблей - "хоров" рожечников. В 1896 году А.М. Горький услышал на нижегородской ярмарке один из таких "хоров" рожечников, играющий многоголосые народные песни: "И вот льется унылая, переливчатая, грустно-вздыхающая русская песня. Кажется, что это поет хор теноров, поет где-то далеко только одну мелодию без слов. Звуки плачут, вздыхают, стонут..."
А тридцатью годами раньше великий русский композитор А.П. Бородин писал: "...у нас в Питере производят фурор - владимирские пастухи, "рожечники", играющие на рожках в "Ливадии"... Это такая эпическая, народная красота, во всех отношениях, что я совсем раскис от удовольствия".
Это был период наивысшего расцвета народного ансамблевого исполнительства на рожках, когда хоры рожечников выступали не только в крупнейших русских городах, но и во Франции, где, как писали газеты того времени, хор рожечников п\у Кондратьева имел "бешеный успех". Создавались хоры рожечников и в наше время. Так в годы Великой Отечественной войны в Москве существовал ансамбль, организованный пастухом-рожечником из Ивановской области А.В. Сулимовым.
Появились рожки и в составе русского народного оркестра. Надо сказать, что словом "рожок" русский человек издавна называл не только деревянную пастушескую трубу, но и жалейку - народный духовой инструмент. Поэтому когда мы слышим слова русской песни
"Вечор меня девки звали
В долину гулять,
Ох, в рожок поиграть..."
то нельзя с уверенностью сказать, о каком из этих двух народных духовых инструментов идет речь. Наибольшей популярностью деревянные пастушеские рожки-трубы пользовались на владимирской земле. Уходили владимирские крестьяне наниматься в пастухи в соседние губернии и брали с собой рожок. Так и закрепилось за инструментами, на которых играли владимирские пастухи, название "владимирские рожки". В среде пастухов-рожечников еще несколько столетий тому назад наряду с сольным рожком были созданы ансамблевые разновидности инструмента: "визгунок" - самый маленький рожок высокого регистра - и басовый рожок. Вот эти три инструмента по существующей традиции и входили в состав "тройки", широко распространенного в практике народного музицирования ансамбля владимирских рожечников. В программу пластинки включена запись одного из подобных ансамблей - трио рожечников хора им. Пятницкого, виртуозно играющих русскую народную песню "Во лузях".
Если тембр владимирского рожка лишь приближается к человеческому голосу, то звучание другого пастушеского инструмента - жалейки - удивительно сливается с ним при "проголосной" (открытой) народной манере пения. Особенно это ощущается при звучании ансамбля жалеек, исполняющего протяжные мелодии. Яркий образец жалеечного "хорового пения" - начальный раздел пьесы Е.Дербенко "Наигрыши брянских пастухов".
К сожалению, о жалейке сохранилось очень мало исторических сведений. Впервые ее описание было сделано около 200 лет тому назад. Но интересно, что одна из игровых трубок древнерусской волынки-дуды называлась жалейкой и одинаково с современной жалейкой устроена. Так что, возможно, жалейка - это отделившаяся от волынки часть, которая в силу своего сильного зычного голоса, простоты изготовления, компактности полюбилась народным музыкантам. В начале нашего века русский музыкант-самородок псковский крестьянин О.У. Смоленский сконструировал жалейки разных размеров и регистров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же М.Е. Пятницкий ввел жалейку в свой хор; позднее жалейки стали использоваться в народных оркестрах. Но особенно интерес к жалейке возрос лет 15 тому назад, когда в Москве появился ансамбль русских народных духовых инструментов "Жалейка". Владимирские рожки, жалейки, брелки (разновидность жалейки), зазвучав вместе, открыли перед слушателями новый красочный звуковой мир, суть которого точно передают пушкинские строки: "...здесь русский дух, здесь Русью пахнет".
Жалейки, брелки и свирели стали ведущими инструментами созданного в 1970 году оркестра "Русские узоры" под руководством заслуженного артиста РСФСР Владимира Зозули. Записи этого самобытного коллектива, каждый участник которого владеет русскими духовыми инструментами, также вошли в программу пластинки.
Несколько лет тому назад появился ансамбль "Былина", в котором музыканты играют на всевозможных жалейках - от крошечной жалейки-пикколо до басовой жалейки, обладающей весьма своеобразным тембром.
Прекрасные исполнители на русских духовых инструментах играли в оркестре им. Пятницкого. Сделанные ими записи пьес для жалейки, брелки, владимирского рожка в сопровождении оркестра и сегодня радуют слушателей неподдельной исполнительской искренностью, столь свойственной народному музицированию.
В 1939 году в Москве на Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах звания лауреата был удостоен юный исполнитель на свирели М. Вахутинский. Его виртуозное владение инструментом поразило слушателей и жюри смотра. Что же это за инструмент - свирель? В русской народной музыкальной практике ее чаще называли сопелью или дудкой. Это небольшая, длиной 30 - 40 см трубочка из клена, черемухи или ивы, в верхней части которой устраивается свистковое отверстие. Несколько игровых отверстий позволяют исполнителю извлекать звуки в довольно широком диапазоне (до двух с половиной октав). На Смоленщине свирелью называли инструмент, состоящий из двух игровых трубок, на которых исполнитель играл одновременно двойными звуками. Сейчас же в концертной практике название свирель закрепилось за инструментом с одной трубкой. На таком инструменте М. Вахутинским и была записана виртуозная обработка русской народной песни "Полянка".
Духовые инструменты, входящие в состав симфонического или современного духового оркестра, подразделяются на флейтовые, язычковые и мундштучные. Все эти же виды существуют и в русской народно-инструментальной культуре: флейтовые - свирели; язычковые - жалейки и брелки; мундштучные - владимирские рожки различных размеров. Так возникла мысль о создании русского народного духового оркестра. Исполнители на рожках, жалейках, свирелях ведущих московских художественных коллективов - Государственного академического русского народного оркестра им. Осипова, Государственного академического русского народного хора им. Пятницкого, оркестра русских народных инструментов "Русские узоры" - объединились, чтобы создать подобный ансамбль. На второй стороне пластинки в исполнении этого коллектива записаны обработки русских народных песен и пьесы советских композиторов, специально созданные для русских духовых инструментов.
"Чудесный рожок" - так назвали мы эту пластинку. Чудесный, потому что его голос, голоса других русских народных духовых инструментов помогают нашему воображению перенестись к истокам русской народной музыкальной культуры, трогают наши сердца природной чистотой своих тембров.
Валерий Петров.