4 дня
О сайте4 1 | С20 23515 005 1986, дата записи: 1982 - 1984 гг. |
1. Две пьесы для владимирского рожка (В. Хватов); 2. Жалейка, пьеса (Е. Кузнецов); 3. Пошла Дуня за водой (нар. песня); 4. Наигрыши пастуха (В. Воронков); 5. Полянка, 6. Во лузях (нар. песни); 7. Шутка, пьеса (В. Омельянов); 8. Дунюшка, 9. Тимоня (нар. песни); 7. Шутка, пьеса (В. Омельянов); 8. Дунюшка, 9. Тимоня (нар. песни); 10. Наигрыши брянских пастухов (Е. Дербенко); 11. Камаринская (нар. плясовая); 12. Вечера на Йерли, сюита для русских нар. духовых инстр. (Л. Присс); 13. Что пониже было города Саратова, 14. От села до села (нар. песни); 15. Приокские веснянки, сюита для русских нар. духовых инстр. (Ю. Зацарный;) 16. Сохнет-вянет, 17. Славно жили наши деды (нар. песни). Орк. Гос. академ. русского нар. хора им. Пятницкого (1,4), ансамбль «Жалейка» (2, 3), Марк Вахутинский (свирель), ансамбль нар. инстр. (5), трио владимирских рожечников (6), ансамбль «Былина» (7, 8), орк. «Русские узоры» (9, 10), ансамбль русских духовых нар. инстр. п/у Валерия Петрова (11 - 17) |
Перед вами новая пластинка фирмы "Мелодия". И прежде чем зазвучит записанная на ней музыка, мне бы хотелось рассказать о тех удивительных самобытных русских народных инструментах, чьи голоса через несколько минут раздадутся в вашем доме... Пастух выйдет на лужок - Заиграет во рожок. Хорошо пастух играет, Выговаривает. В словах этой русской народной песни, пожалуй, сказано все самое главное о русском рожке - наиболее распространенном пастушеском музыкальном инструменте в России. Настолько была выразительна игра на этом инструменте, что народ верно подметил, не просто пастух играет, а "выговаривает". Видимо, с этим же умением рожечников "выговаривать" мелодию было связано и возникновение уникальных в народном инструментальном творчестве ансамблей - "хоров" рожечников. В 1896 году А.М. Горький услышал на нижегородской ярмарке один из таких "хоров" рожечников, играющий многоголосые народные песни: "И вот льется унылая, переливчатая, грустно-вздыхающая русская песня. Кажется, что это поет хор теноров, поет где-то далеко только одну мелодию без слов. Звуки плачут, вздыхают, стонут..." А тридцатью годами раньше великий русский композитор А.П. Бородин писал: "...у нас в Питере производят фурор - владимирские пастухи, "рожечники", играющие на рожках в "Ливадии"... Это такая эпическая, народная красота, во всех отношениях, что я совсем раскис от удовольствия". Это был период наивысшего расцвета народного ансамблевого исполнительства на рожках, когда хоры рожечников выступали не только в крупнейших русских городах, но и во Франции, где, как писали газеты того времени, хор рожечников п\у Кондратьева имел "бешеный успех". Создавались хоры рожечников и в наше время. Так в годы Великой Отечественной войны в Москве существовал ансамбль, организованный пастухом-рожечником из Ивановской области А.В. Сулимовым. Появились рожки и в составе русского народного оркестра. Надо сказать, что словом "рожок" русский человек издавна называл не только деревянную пастушескую трубу, но и жалейку - народный духовой инструмент. Поэтому когда мы слышим слова русской песни "Вечор меня девки звали В долину гулять, Ох, в рожок поиграть..." то нельзя с уверенностью сказать, о каком из этих двух народных духовых инструментов идет речь. Наибольшей популярностью деревянные пастушеские рожки-трубы пользовались на владимирской земле. Уходили владимирские крестьяне наниматься в пастухи в соседние губернии и брали с собой рожок. Так и закрепилось за инструментами, на которых играли владимирские пастухи, название "владимирские рожки". В среде пастухов-рожечников еще несколько столетий тому назад наряду с сольным рожком были созданы ансамблевые разновидности инструмента: "визгунок" - самый маленький рожок высокого регистра - и басовый рожок. Вот эти три инструмента по существующей традиции и входили в состав "тройки", широко распространенного в практике народного музицирования ансамбля владимирских рожечников. В программу пластинки включена запись одного из подобных ансамблей - трио рожечников хора им. Пятницкого, виртуозно играющих русскую народную песню "Во лузях". Если тембр владимирского рожка лишь приближается к человеческому голосу, то звучание другого пастушеского инструмента - жалейки - удивительно сливается с ним при "проголосной" (открытой) народной манере пения. Особенно это ощущается при звучании ансамбля жалеек, исполняющего протяжные мелодии. Яркий образец жалеечного "хорового пения" - начальный раздел пьесы Е.Дербенко "Наигрыши брянских пастухов". К сожалению, о жалейке сохранилось очень мало исторических сведений. Впервые ее описание было сделано около 200 лет тому назад. Но интересно, что одна из игровых трубок древнерусской волынки-дуды называлась жалейкой и одинаково с современной жалейкой устроена. Так что, возможно, жалейка - это отделившаяся от волынки часть, которая в силу своего сильного зычного голоса, простоты изготовления, компактности полюбилась народным музыкантам. В начале нашего века русский музыкант-самородок псковский крестьянин О.У. Смоленский сконструировал жалейки разных размеров и регистров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же М.Е. Пятницкий ввел жалейку в свой хор; позднее жалейки стали использоваться в народных оркестрах. Но особенно интерес к жалейке возрос лет 15 тому назад, когда в Москве появился ансамбль русских народных духовых инструментов "Жалейка". Владимирские рожки, жалейки, брелки (разновидность жалейки), зазвучав вместе, открыли перед слушателями новый красочный звуковой мир, суть которого точно передают пушкинские строки: "...здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Жалейки, брелки и свирели стали ведущими инструментами созданного в 1970 году оркестра "Русские узоры" под руководством заслуженного артиста РСФСР Владимира Зозули. Записи этого самобытного коллектива, каждый участник которого владеет русскими духовыми инструментами, также вошли в программу пластинки. Несколько лет тому назад появился ансамбль "Былина", в котором музыканты играют на всевозможных жалейках - от крошечной жалейки-пикколо до басовой жалейки, обладающей весьма своеобразным тембром. Прекрасные исполнители на русских духовых инструментах играли в оркестре им. Пятницкого. Сделанные ими записи пьес для жалейки, брелки, владимирского рожка в сопровождении оркестра и сегодня радуют слушателей неподдельной исполнительской искренностью, столь свойственной народному музицированию. В 1939 году в Москве на Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах звания лауреата был удостоен юный исполнитель на свирели М. Вахутинский. Его виртуозное владение инструментом поразило слушателей и жюри смотра. Что же это за инструмент - свирель? В русской народной музыкальной практике ее чаще называли сопелью или дудкой. Это небольшая, длиной 30 - 40 см трубочка из клена, черемухи или ивы, в верхней части которой устраивается свистковое отверстие. Несколько игровых отверстий позволяют исполнителю извлекать звуки в довольно широком диапазоне (до двух с половиной октав). На Смоленщине свирелью называли инструмент, состоящий из двух игровых трубок, на которых исполнитель играл одновременно двойными звуками. Сейчас же в концертной практике название свирель закрепилось за инструментом с одной трубкой. На таком инструменте М. Вахутинским и была записана виртуозная обработка русской народной песни "Полянка". Духовые инструменты, входящие в состав симфонического или современного духового оркестра, подразделяются на флейтовые, язычковые и мундштучные. Все эти же виды существуют и в русской народно-инструментальной культуре: флейтовые - свирели; язычковые - жалейки и брелки; мундштучные - владимирские рожки различных размеров. Так возникла мысль о создании русского народного духового оркестра. Исполнители на рожках, жалейках, свирелях ведущих московских художественных коллективов - Государственного академического русского народного оркестра им. Осипова, Государственного академического русского народного хора им. Пятницкого, оркестра русских народных инструментов "Русские узоры" - объединились, чтобы создать подобный ансамбль. На второй стороне пластинки в исполнении этого коллектива записаны обработки русских народных песен и пьесы советских композиторов, специально созданные для русских духовых инструментов. "Чудесный рожок" - так назвали мы эту пластинку. Чудесный, потому что его голос, голоса других русских народных духовых инструментов помогают нашему воображению перенестись к истокам русской народной музыкальной культуры, трогают наши сердца природной чистотой своих тембров. Валерий Петров. |