Имя Надежды Бабкиной, молодой исполнительницы русских народных песен, лауреата премии комсомола Поволжья (1978), всероссийского (1979) и международного (1978, Братислава) конкурсов исполнителей народных песен, стало известно любителям народной музыки сравнительно недавно, в 1975 году, когда в Москонцерте организовался фольклорный ансамбль «Русская песня». Семь его участниц, включая художественного руководителя Надежду Георгиевну Бабкину, являются выпускницами народно-певческого отделения Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
Уроженка Астраханской области, Надежда Бабкина росла в музыкальной среде, напитанной интонациями волжских казачьих песен. Ее отец обладал прекрасным природным басом, мать, учительница, играла на гитаре. В профессиональную музыку Надежда пришла через огромную любовь к пению. Яркий голос, незаурядная музыкальность, редкостная энергия и целеустремленность позволили ей успешно закончить Астраханское музыкальное училище по хормейстерской специальности. Еще в училище Надежда много пела в шефских концертах, участвовала в различных смотрах, фестивалях музыкальной самодеятельности Астрахани и области, пробовала свои силы в качестве солистки оркестра кинофикации при Астраханской филармонии. Здесь пришел к ней первый успех — она стала лауреатом I Астраханского конкурса «Каспийские зори». Ее репертуар тогда составляли народные и авторские (массовые) песни, романсы. В 1969 году она во второй раз стала победителем Астраханского областного конкурса комсомольской песни, исполнив без сопровождения известную народную песню «Там, вдали, за рекой». Именно в тот год ее заметили как певицу и серьезно стали советовать продолжать учиться пению.
В 1976 году Н. Бабкина закончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по специальности руководитель народного хора. Но хорошие вокальные данные нуждались в дальнейшем развитии, и Надежда снова поступает в институт, теперь на 3-й курс впервые открывшегося в 1978 году экспериментального отделения сольного народного пения, в класс профессора, народной артистки СССР Н. К. Мешко. Работа с Н. К. Мешко дала певице главное — понятие о том, каким должен быть певческий идеал, сформировала голосовые данные, художественный вкус.
У Н. Бабкиной низкий грудной голос, драматически насыщенный и, вместе с тем, мягко льющийся. Ее больше привлекают песни с внутренним напряжением, остроконфликтные, динамически яркие и даже трагические («Да приехал мой миленький с поля», «Четыре ветра», «Да купил Ванька себе косу», «Лебедь белая» из оперы «Ивушка неплакучая» Ж. Кузнецовой). Но она любит и шутку, умеет выразительно передать характер раздолья и удали свойственный многим русским песням.
Формированию и развитию Н. Бабкиной-певицы в большой степени способствует ее работа в ансамбле «Русская песня». Умение слышать песню в хоровом многоголосия помогает ей музыкально мыслить более широко и образно глубже проникать в содержание песни, находить точные средства музыкального выражения. В ансамблевом пенни развились ее навыки импровизации, чрезвычайно необходимые для истинно творческого исполнения народных песен, чувство безупречной интонации.
Репертуар певицы не ограничивается только народными песнями и их обработками. Она активно пропагандирует сочинения советских композиторов, предназначенные для народного голоса (вокальные циклы Т. Смирновой, Ж. Кузнецовой, песни А. Новикова, Ю. Зацарного и др.).
Жанр вокальной музыки для исполнения народным голосом только начинает развиваться в профессиональном композиторском творчестве. Авторам бывает трудно выразить мысль в стиле музыкальной традиции народа, доработка произведений для Н. Бабкиной является составной частью ее творческого подхода к исполнению песен.
В данный диск вошли популярные русские народные песни. Певица стремилась сохранить в них свойственное народному искусству целомудрие и при этом исполнит: песни по-своему, что говорит о зрелости певицы, о качественно новой ступени ее мастерства.
Стилистическое единство репертуара, представленного городской романсовой лирикой, сочетается с многообразием форм исполнения. Здесь звучит голос без сопровождения, в сопровождении гитары, квартета и оркестра народных инструментов, фольклорного инструментального ансамбля. Всевозможное использование тембральных красок в инструментальном аккомпанементе, чередование их усиливает впечатление от исполнения. Певица придает большое значение сопровождающему голос инструментарию. От его колорита, считает она, зависит естественность и правдивость звучания. Так, в сопровождении фольклорных песен она предпочитает использовать подлинно народные инструменты (как, например, в песне «Куры рябые», где голос сопровождают жалейка, владимирский рожок, гармошка и ударные). Такое приближение тембровых красок к первозданной основе фольклорных образцов помогает певице добиться классической простоты исполнения, петь естественно, искренне и непринужденно.
Л. ШАМИНА