1 день
О сайте27 1 | С20 19513 004 1983, дата записи: 1983 |
Сторона 1 Окрасился месяц багрянцем — 3.07 Валенки — 2.40 Выйду на улицу — 2.44 По улице мостовой — 2.05 Позарастали стежки-дорожки — 3.40 Колечко мое — 2.30 КВАРТЕТ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ п. у ВЛАДИМИРА ИОНЧЕНКОВА (1 —4) ВЛАДИМИР ПОПОВ, гитара (5) Без сопровождения (6) Сторона 2 Вечерело, я стояла у ворот — 4.13 Миленький ты мой — 3.49 Перевоз Дуня держала — 2.52 Ох. у меня есть дружок тайный — 2.32 Трава моя, трава — 2.50 Куры рябые — 2.23 ВЛАДИМИР ПОПОВ, гитара (1, 2) АНСАМБЛЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ п/у АНАТОЛИЯ ЦАДИКОВСКОГО (3. 4) СЕРГЕЙ МОЛАШЕНКО, рожок (5. 6) АНАТОЛИЙ ТОРМОСИН, жалейка (5. 6) СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ, баян (5. 6) Звукорежиссер Р. Рагимов. Редактор Б. Тихомиров Художник В. Александров. Фото А. Жмулюкина |
Имя Надежды Бабкиной, молодой исполнительницы русских народных песен, лауреата премии комсомола Поволжья (1978), всероссийского (1979) и международного (1978, Братислава) конкурсов исполнителей народных песен, стало известно любителям народной музыки сравнительно недавно, в 1975 году, когда в Москонцерте организовался фольклорный ансамбль «Русская песня». Семь его участниц, включая художественного руководителя Надежду Георгиевну Бабкину, являются выпускницами народно-певческого отделения Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Уроженка Астраханской области, Надежда Бабкина росла в музыкальной среде, напитанной интонациями волжских казачьих песен. Ее отец обладал прекрасным природным басом, мать, учительница, играла на гитаре. В профессиональную музыку Надежда пришла через огромную любовь к пению. Яркий голос, незаурядная музыкальность, редкостная энергия и целеустремленность позволили ей успешно закончить Астраханское музыкальное училище по хормейстерской специальности. Еще в училище Надежда много пела в шефских концертах, участвовала в различных смотрах, фестивалях музыкальной самодеятельности Астрахани и области, пробовала свои силы в качестве солистки оркестра кинофикации при Астраханской филармонии. Здесь пришел к ней первый успех — она стала лауреатом I Астраханского конкурса «Каспийские зори». Ее репертуар тогда составляли народные и авторские (массовые) песни, романсы. В 1969 году она во второй раз стала победителем Астраханского областного конкурса комсомольской песни, исполнив без сопровождения известную народную песню «Там, вдали, за рекой». Именно в тот год ее заметили как певицу и серьезно стали советовать продолжать учиться пению. В 1976 году Н. Бабкина закончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по специальности руководитель народного хора. Но хорошие вокальные данные нуждались в дальнейшем развитии, и Надежда снова поступает в институт, теперь на 3-й курс впервые открывшегося в 1978 году экспериментального отделения сольного народного пения, в класс профессора, народной артистки СССР Н. К. Мешко. Работа с Н. К. Мешко дала певице главное — понятие о том, каким должен быть певческий идеал, сформировала голосовые данные, художественный вкус. У Н. Бабкиной низкий грудной голос, драматически насыщенный и, вместе с тем, мягко льющийся. Ее больше привлекают песни с внутренним напряжением, остроконфликтные, динамически яркие и даже трагические («Да приехал мой миленький с поля», «Четыре ветра», «Да купил Ванька себе косу», «Лебедь белая» из оперы «Ивушка неплакучая» Ж. Кузнецовой). Но она любит и шутку, умеет выразительно передать характер раздолья и удали свойственный многим русским песням. Формированию и развитию Н. Бабкиной-певицы в большой степени способствует ее работа в ансамбле «Русская песня». Умение слышать песню в хоровом многоголосия помогает ей музыкально мыслить более широко и образно глубже проникать в содержание песни, находить точные средства музыкального выражения. В ансамблевом пенни развились ее навыки импровизации, чрезвычайно необходимые для истинно творческого исполнения народных песен, чувство безупречной интонации. Репертуар певицы не ограничивается только народными песнями и их обработками. Она активно пропагандирует сочинения советских композиторов, предназначенные для народного голоса (вокальные циклы Т. Смирновой, Ж. Кузнецовой, песни А. Новикова, Ю. Зацарного и др.). Жанр вокальной музыки для исполнения народным голосом только начинает развиваться в профессиональном композиторском творчестве. Авторам бывает трудно выразить мысль в стиле музыкальной традиции народа, доработка произведений для Н. Бабкиной является составной частью ее творческого подхода к исполнению песен. В данный диск вошли популярные русские народные песни. Певица стремилась сохранить в них свойственное народному искусству целомудрие и при этом исполнит: песни по-своему, что говорит о зрелости певицы, о качественно новой ступени ее мастерства. Стилистическое единство репертуара, представленного городской романсовой лирикой, сочетается с многообразием форм исполнения. Здесь звучит голос без сопровождения, в сопровождении гитары, квартета и оркестра народных инструментов, фольклорного инструментального ансамбля. Всевозможное использование тембральных красок в инструментальном аккомпанементе, чередование их усиливает впечатление от исполнения. Певица придает большое значение сопровождающему голос инструментарию. От его колорита, считает она, зависит естественность и правдивость звучания. Так, в сопровождении фольклорных песен она предпочитает использовать подлинно народные инструменты (как, например, в песне «Куры рябые», где голос сопровождают жалейка, владимирский рожок, гармошка и ударные). Такое приближение тембровых красок к первозданной основе фольклорных образцов помогает певице добиться классической простоты исполнения, петь естественно, искренне и непринужденно. Л. ШАМИНА |
ТЗ, ГОСТ 80 выпуск 1988 г |
АОЛЗ. ГОСТ 88 Год выпуска 1990 19514 |