Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Современным любителям цыганского пения, цыганского романса имя Стронгиллы Иртлач мало известно, хотя до Великой Отечественной войны артистка была очень популярна. Ее грамзаписи, осуществленные на ленинградских фабриках, расходились большими тиражами. В настоящее же время они почти не сохранились в хорошем состоянии и являются фонографической редкостью.
Стронгилла Шаббетаевна Иртлач (1902—1983) родилась в Петербурге в семье служащего табачной фабрики. В 1920 году, окончив среднюю школу, начала заниматься в драматической студии при Доме культуры Октябрьской железной дороги, затем работала в драматической мастерской при областном финотделе под руководством Л. С. Вивьена, училась на драматическом отделении политехникума. В дальнейшем ее творческая деятельность была связана с различными театральными труппами, наиболее длительное время — в 1930 — 1964 годах — с Ленинградским театром юного зрителя, носящим ныне имя его основателя А. А. Брянцева (здесь она исполнила 65 ролей).
С 1929 года Иртлач начала выступать на эстраде, сначала в молодежной эстрадной бригаде с чтением рассказов и стихов, а позже в качестве исполнительницы жанровых песен. В 1939 году она участвовала в I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве и была удостоена диплома. По возвращении в Ленинград исполнительница получила приглашение записать на граммофонной фабрике «Ленинградский музтрест» ряд цыганских романсов. За период с 1939-го по 1941 год она записала в сопровождении гитаристов М. Минина и Б. Кремотата 22 романса и песни.
Еще студенткой Иртлач страстно увлеклась цыганским пением. Одаренная от природы поставленным голосом и абсолютным слухом, а также большим трудолюбием и любознательностью, она некоторое время пела в цыганском хоре Н. Шишкина и В. Полякова и даже провела одно лето вместе с кочевым цыганским табором. В 1935 году произошла ее встреча со знаменитой цыганской певицей Еленой Егоровной Шишкиной (1864 — 1942), ученицей которой Иртлач себя считала.
Концерты, в которых Иртлач исполняла цыганские романсы и цыганские таборные песни, проходили с большим успехом в Ленинграде, Москве и других городах страны, часто выступала певица по радио, в многочисленных шефских программах.
С первого дня Великой Отечественной войны она пела на призывных пунктах, во время блокады Ленинграда выезжала с концертной бригадой на фронт, вела активную шефскую работу во время эвакуации на Урале.
Вернувшись в августе 1944 года в Ленинград, Иртлач продолжала работать в театре, а оставив сцену, до конца дней преподавала технику речи в Государственном институте театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова.
С. Иртлач обладала большой эрудицией, высокой культурой и была многогранно одаренным человеком. Достаточно сказать, что она, по национальности турчанка, была преподавателем русского языка в институте и оставила после себя учебное пособие «Опыт интонационно-мелодического анализа русской речи», которым пользуются и в настоящее время.
Как исполнительница цыганских романсов Стронгилла Иртлач имела множество почитателей: ею восхищались Н. Тихонов, Б, Лавренев, О. Берггольц, В. Воеводин и многие другие, а основатель ТЮЗа и его многолетний художественный руководитель, народный артист СССР А. А. Брянцев с гордостью называл ее «наша тюзовская академическая цыганка». И действительно, унаследовав традиции цыганского пения от знаменитых Вари Паниной и Елены Шишкиной, артистка блестяще усвоила старо-цыганскую манеру исполнения, с присущей ей четкой фразировкой, самобытным сложным интонационным строем, чистотой чувств. Певице всегда было свойственно глубокое эмоциональное проникновение в сущность романса, тонкая музыкальность и подлинное мастерство.
На данном диске представлены записи С. Иртлач цыганских романсов и песен в сопровождении талантливого гитариста, ее постоянного аккомпаниатора А. А. Кузьмина.
Ю. Перепелкин

Алексей Андреевич Кузьмин (1907—1983) с юности увлекался народными музыкальными инструментами, особенно русской (семиструнной) гитарой. За годы работы артиста в Ленинградском ТЮЗе (1926 — 1983) его гитара звучала в целом ряде спектаклей. Во время войны в, эвакуации судьба свела его со Стронгиллой Иртлач. Певицу сразу же привлекло художественное достоинство гитарного аккомпанемента Кузьмина, и они стали постоянными партнерами на Концертной эстраде.
Известный гитарист Сергей Сорокин так оценил игру Кузьмина: «Да ты играешь так прочувствованно, как настоящий степной цыган! Пусть твоя семиструнная будет твоей вечной любовью и судьбой!»
Н. Казаринова,
народная артистка РСФСР