5 дней
О сайте12 6 | М60 48849 007 1989, дата записи: 1968 |
Сторона 1 Взгляд твоих черных очей (Н. Зубов — И. Железко) — 2.55 Нет, нет, не хочу (В. Кейль — А. Сурин) — 130 Не спрашивай (А. Шусер — А. Пушкин) — 2.40 Верная, манерная (цыганская народная песня) — 1.55 Джиндём мэ прэ почта (Служил я на почте) (Ф. Садовский) — 2.10 О, дывэс (О, день) (цыганская народная песня) — 1.30 Кашка манная (цыганская народная песня) — 2.05 Я не скажу тебе (О, де Бове, обработка Б. Прозоровского — Н. Белов) — 4.50 Сторона 2 Мы долго шли рядом (А. Балабанов — Д. Цертелев) — 3.18 Я так любила вас (А. Давыдов — Н. Греков) — 4.00 Две гитары (обработка И. Васильева — Ап. Григорьев) — 2.30 Слушайте, если хотите (А. Денисьев) — 1.58 Если сердце просит увлеченья (авторы неизвестны) — 3.02 Я вас любил (М. Шишкин — Г. Хрущов-Сокольников) — 2.40 Трын-трава (цыганская народная песня) — 2.02 Ой, нэ-нэ (цыганская народная песня) — 2.02 АЛЕКСЕИ КУЗЬМИН, гитара Звукорежиссеры: Б. Стародубцев (сторона 1), Н. Чупиро (сторона 2). Реставратор Т. Павлова. Редактор К. Тихонравов. Художник Б. Стародубцев Запись Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, 1968 г. |
Современным любителям цыганского пения, цыганского романса имя Стронгиллы Иртлач мало известно, хотя до Великой Отечественной войны артистка была очень популярна. Ее грамзаписи, осуществленные на ленинградских фабриках, расходились большими тиражами. В настоящее же время они почти не сохранились в хорошем состоянии и являются фонографической редкостью. Стронгилла Шаббетаевна Иртлач (1902—1983) родилась в Петербурге в семье служащего табачной фабрики. В 1920 году, окончив среднюю школу, начала заниматься в драматической студии при Доме культуры Октябрьской железной дороги, затем работала в драматической мастерской при областном финотделе под руководством Л. С. Вивьена, училась на драматическом отделении политехникума. В дальнейшем ее творческая деятельность была связана с различными театральными труппами, наиболее длительное время — в 1930 — 1964 годах — с Ленинградским театром юного зрителя, носящим ныне имя его основателя А. А. Брянцева (здесь она исполнила 65 ролей). С 1929 года Иртлач начала выступать на эстраде, сначала в молодежной эстрадной бригаде с чтением рассказов и стихов, а позже в качестве исполнительницы жанровых песен. В 1939 году она участвовала в I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве и была удостоена диплома. По возвращении в Ленинград исполнительница получила приглашение записать на граммофонной фабрике «Ленинградский музтрест» ряд цыганских романсов. За период с 1939-го по 1941 год она записала в сопровождении гитаристов М. Минина и Б. Кремотата 22 романса и песни. Еще студенткой Иртлач страстно увлеклась цыганским пением. Одаренная от природы поставленным голосом и абсолютным слухом, а также большим трудолюбием и любознательностью, она некоторое время пела в цыганском хоре Н. Шишкина и В. Полякова и даже провела одно лето вместе с кочевым цыганским табором. В 1935 году произошла ее встреча со знаменитой цыганской певицей Еленой Егоровной Шишкиной (1864 — 1942), ученицей которой Иртлач себя считала. Концерты, в которых Иртлач исполняла цыганские романсы и цыганские таборные песни, проходили с большим успехом в Ленинграде, Москве и других городах страны, часто выступала певица по радио, в многочисленных шефских программах. С первого дня Великой Отечественной войны она пела на призывных пунктах, во время блокады Ленинграда выезжала с концертной бригадой на фронт, вела активную шефскую работу во время эвакуации на Урале. Вернувшись в августе 1944 года в Ленинград, Иртлач продолжала работать в театре, а оставив сцену, до конца дней преподавала технику речи в Государственном институте театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова. С. Иртлач обладала большой эрудицией, высокой культурой и была многогранно одаренным человеком. Достаточно сказать, что она, по национальности турчанка, была преподавателем русского языка в институте и оставила после себя учебное пособие «Опыт интонационно-мелодического анализа русской речи», которым пользуются и в настоящее время. Как исполнительница цыганских романсов Стронгилла Иртлач имела множество почитателей: ею восхищались Н. Тихонов, Б, Лавренев, О. Берггольц, В. Воеводин и многие другие, а основатель ТЮЗа и его многолетний художественный руководитель, народный артист СССР А. А. Брянцев с гордостью называл ее «наша тюзовская академическая цыганка». И действительно, унаследовав традиции цыганского пения от знаменитых Вари Паниной и Елены Шишкиной, артистка блестяще усвоила старо-цыганскую манеру исполнения, с присущей ей четкой фразировкой, самобытным сложным интонационным строем, чистотой чувств. Певице всегда было свойственно глубокое эмоциональное проникновение в сущность романса, тонкая музыкальность и подлинное мастерство. На данном диске представлены записи С. Иртлач цыганских романсов и песен в сопровождении талантливого гитариста, ее постоянного аккомпаниатора А. А. Кузьмина. Ю. Перепелкин Алексей Андреевич Кузьмин (1907—1983) с юности увлекался народными музыкальными инструментами, особенно русской (семиструнной) гитарой. За годы работы артиста в Ленинградском ТЮЗе (1926 — 1983) его гитара звучала в целом ряде спектаклей. Во время войны в, эвакуации судьба свела его со Стронгиллой Иртлач. Певицу сразу же привлекло художественное достоинство гитарного аккомпанемента Кузьмина, и они стали постоянными партнерами на Концертной эстраде. Известный гитарист Сергей Сорокин так оценил игру Кузьмина: «Да ты играешь так прочувствованно, как настоящий степной цыган! Пусть твоя семиструнная будет твоей вечной любовью и судьбой!» Н. Казаринова, народная артистка РСФСР |
АОЛЗ, ГОСТ 88 сторона 1 год выпуска 1989 |
Ленинградский завод грампластинок, ГОСТ 5289-88, год выпуска 1990 |
Этикетка 1-ой стороны (Ленинградский завод грампластинок, ГОСТ 5289-88, год выпуска 1989) |
Этикетка 2-ой стороны (Ленинградский завод грампластинок, ГОСТ 5289-88, год выпуска 1989) |