9 дней
О сайте9 1 | Д 003438-9 1956 |
Министерство культуры СССР - АЗГ Д-003438 Музыка к к-ф "Хитрость старого Ашира" : Молодежная (Пляска) - Эстрадный оркестр Всесоюзного радио п/у Андрея Бабаева; Песня юности (сл. Кара Сейтлиева) - Л.ИСАЕВА, эстрадный оркестр Всесоюзного радио п/у Андрея Бабаева; Лирический танец - Эстрадный оркестр Всесоюзного радио п/у Андрея Бабаева; Любимые глаза (сл. К.Сейтлиева) - РАШИД БЕЙБУТОВ, эстрадный оркестр Всесоюзного радио п/у Андрея Бабаева; Д-003439 Танец - Инстр. квартет: Б. Тихонов (аккордеон), Н. Назарук (кларнет), В. Рысков (гитара), С. Стихин (контрабас) Ты пришла, моя весна (сл. В.Гурьяна) - М.АЛЕКСАНДРОВИЧ, эстр. оркестр, дирижер Н. Минх; Фантазия - Эстрадный оркестр Всесоюзного радио п/у Андрея Бабаева |
Апрелевский завод ГОСТ 5289-61. Сторона 2 |
Апрелевский завод ГОСТ 5289-61. Сторона 1 |
Апрелевский завод Обратная сторона обложки |
Апрелевский завод |
21 4 | С60—14115-16 1980, дата записи: 1980 |
Ленинградский завод |
29 11 | Д 13417-8 1964 |
Апрелевский Завод ГОСТ 61 |
8 | М62-36785-6 1974 |
Ты идешь ("Галис ес"), сл. В.Лазарева - АРА БАБАДЖАНЯН, Шум берез слышу, сл. В.Лазарева - ГАЛИНА НЕНАШЕВА, Моя любовь, сл. О.Гукасяна - ГРИГОРИЙ ГРИГОРЯН (на армянском языке), Слова любви, сл. А.Дмоховского - ВАДИМ МУЛЕРМАН Оркестр |
3 1 | С10 28977 000 1989, дата записи: 1987 г. |
Ленинградский завод грампластинок ГОСТ 5289-88. Сторона 2. |
3 1 | С10 28977 000 1989, дата записи: 1987 г. |
Ленинградский завод грампластинок ГОСТ 5289-88. Сторона 1. |
13 2 | М60-36143-6 (2 пл.) 1974 |
Апрелевский завод, ГОСТ 73 сторона 1 |
3 | С30-19151 005 1983 |
АЗГ 1983 Мелодия Records original pressing, made in USSR. Запись 1978 года. Редкое экспортное издание, в принципе не поступавшее в магазины СССР (без указания цены в рублях и копейках, без указания завода на конверте, с надписью ''MADE IN USSR'' и т.д.). Синяя с серебром этикетка, горизонтальный логотип "Мелодии". Генд (Круговой медленный танец), Кочари (Круговой танец), Калоси прген ев гашанг э майли тхен (Заутренняя и Красив парень околотка) - ЕГИШ МАРКАРЯН, зурна,АРТАШЕС БАБАЯН, дхол; вуй аман яр джан (Ой джан, любимый), Лейли, Гюли Джан (Роза-дева) - РУЗАННА АРУТЮНЯН, пение, АРМИК ОРБЕЛЯН, пение; Ай, Севан, Севан - РУЗАННА АРУТЮНЯН, пение; Лодкен цовум мнац (Лодка осталась в море) - РУЗАННА АРУТЮНЯН, пение, АРМИК ОРБЕЛЯН, пение; Анбахт эм ес (Несчастна я), Барцр сарин (На высокой горе) - АРМИК ОРБЕЛЯН, пение; Ах, им дардел шатацел эн (Ах, умножились мои горести), Эд антер мшу дашт (Это оставленное поле Мша), Мурад гети чаирнерн (На берегу реки Мурад), Какван кhарин (Куропатка на камне), Марало яр джан (Любимая Марало), khамин яна (Ветер дует), Ниннем, ниннем, ниннар э, Нарой-нарой, Ай нубар, нубар, Арним у елним алагяз (Возьму и поднимусь на Алагяз), Ашуг э екел мер майлен (Ашуг явился в наших краях), Гари э яр джан, гари э (Посеял ячмень на поле), Лусняк патин дипел э (Луч луны упал на стену) - ШАТЕР СААКЯН, пение; Севани, Харсанекан ев вер-вери (Свадебная и танец "Вер-вери") - ЕГИШ МАРКАРЯН, зурна, АРТАШЕС БАБАЯН, дхол. Аннотация на оборотной стороне конверта, автор А.Элоян. Трек-лист и аннотация на русском, английском и французском языках |
13 2 | Д 034587-8 1973 |
АОЛЗ, ГОСТ 73 |
9 8 | Д 11633-4 1963 |
Рига сторона 1 |
13 5 | Д 5922-3 1960 |
17 2 | С10 22065 003 1985, дата записи: 18 декабря 1972 г. |
Рижский завод грампластинок ГОСТ 5289-88. Сторона 2. |
17 2 | С10 22065 003 1985, дата записи: 18 декабря 1972 г. |
Рижский завод грампластинок ГОСТ 5289-88. Сторона 1. |
1 1 | С92-13829-30 1980 |
АЗГ 1.Священная война (Краснознаменный ансамбль); 2.Ленин с нами (стихотворение, автор Гвардии майор М.Шестериков, читает С.Лановой); 3.Сказ о четвертой гвардейской (Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Западного пограничного округа, худ. рук. С.Павлюченко, солисты С.Рожелюк и А.Дробязко); 4.С родной землей; 5.Мы пройдем (стихотворения, автор Гвардии рядовой Я.Амелин, читает С.Лановой) 6.Сторонка родная - ЛЕОНИД УТЕСОВ; 7.Подруге (стихотворение, автор Гвардии рядовой И.Новосельцев, читает С.Лановой); 8.Сергей Ермолаев (стихотворение, автор Гвардии майор М.Шестериков, читает С.Лановой); 9.День Победы (ЛЕВ ЛЕЩЕНКО). Аннотация авторства Т.Воронцова (председатель совета ветеранов 4-й гвардейской армии, Гвардии генерал-майор в отставке). |
5 | М30 49231 009 (2 пластинки) 1990 |
В музыкальном фольклоре белорусов ведущее место принадлежит песенному творчеству, которое охватывает два историко-стилевых пласта. Исторически наиболее ранний пласт, уходящий своими корнями в древнеславянскую эпоху, составляют песни календарно-земледельческого круга и семейной обрядовости. Календарно-песенный фольклор представлен в Белоруссии четырьмя циклами (весенним, летним, осенним, зимним), которые включают и канонические типовые напевы, строго приуроченные к определенному времени, и песни, приурочиваемые к тому или иному времени либо обстоятельству условно. Из канонических зимний цикл включает и щедровок (в праздник зимнего солнцеворота). Весенний - напевы масленичных качельных песен, закликаний-призывов весны, песен волочебных (при обходе дворов на Великдень), юрьевских, кустовых (когда на «зеленые святки» водят «куст» - наряженную зеленью девушку), троицких и русальных. Летний цикл включает напевы купальских (в праздник летнего солнцеворота), жнивных и дожиночных песен. Осенний - напевы песен льновых, ярных (когда убирают яровые хлеба), собственно осенних. Календарно-земледельческий фольклор охватывает также весенние и летние хороводы; зимние игровые песни, связанные с главным персонажем колядных ряженых «козой» (№ 18), колядной шуточно-игровой свадьбой «Женитьба Терешки» (№ 20); весенние, летние и осенние толочные песни. Из условно приуроченных песен зимнего цикла известны «пилиповские» (время прядильных работ); весенне-летнего - прополочные, сенокосные, а также полевые, луговые, лесовые. Общей для всех жанров календарных песен является трудовая тематика, соединенная с тематикой быта и древних языческих празднеств, включая персонифицированные образы природы и самого празднества; Весны, Коляды, Масленицы, Купалы. Семейно-обрядовый песенный цикл включает канонические типовые напевы свадебных и родинных песен, а также похоронных и свадебных причитаний. К этому же циклу примыкают и песни колыбельные. Из песен, условно приурочиваемых к родинам и свадьбе, распространены беседные. Развернутый ритуал свадьбы (в большинстве регионов Белоруссии она называется «весельем») включает множество песен многопланового содержания и образности. В целом можно выделить три основных стороны их образно-эмоциональной сферы: ритуально-праздничную (каравай, славление молодых, проезды к домам молодой и молодого, застолье); лирико-драматическую (когда заручают, «на венках», или «сборной субботе», песни невесте-сироте, плачи-причеты невесты и ее матери при благословлении, одаривании, прощании с родительским домом); юмористическую (песенные «состязания» сватов, дружек жениха и невесты). Среди родинных песен, помимо славлений новорожденному, его родителям и повивальной бабке, немало шуточных, адресованных той же бабке и кумовьям. Музыкально-стилевые и типологические особенности напевов календарно-земледельческого и семейно-обрядового циклов обусловлены их строгой приуроченностью к определенному времени или обстоятельствам, как и их полифункциональностью, благодаря чему напевы этих песен отличаются предельной обобщенностью и емкостью. В большинстве своем это политекстовые (на один напев поется несколько поэтических текстов), сжатые напевы-формулы, имеющие символическое значение в пределах определенного ареала (мелодический символ коляды, масленицы-весны, купалья, жнива, осени). При внешне скупых мелодических средствах, в пределах узкообъемных ладовых структур и вариантном повторении одной полевки, они обладают огромной выразительной силой, благодаря смысловой весомости каждой мелодической детали, драматургической равно-значимости всех компонентов музыкального языка: собственно мелодических (ладовых и ритмических), орнаментальных, интонационно-оттеночных, тембровых. Немаловажным фактором, обусловившим стилевые особенности песен древнего исторического пласта, выступает также их синкретическая связь с обрядовыми, игровыми и трудовыми действиями, определяющими характер их исполнения. Второй развернутый историко-стилевой пласт песнетворчества белорусов составили необрядовые песни, формирующиеся примерно с XIV столетия. Кульминационным периодом для их развития становится эпоха казачье-крестьянских восстаний (XVI - XVIII вв.). Помимо необрядовой лирики на бытовую и любовную тематику, а также песен балладного содержания, этот историко-стилевой пласт широко представлен мужской социальной лирикой-эпосом (песни чумацкие, бурлацкие, казачьи, о вожаках крестьянских восстаний, позже солдатские, продолжающие традиции рекрутских). От песен первого древнего пласта они отличаются неприуроченностью исполнения (поются в любое время, или, как говорят белорусы, «абы-кали»); яркой индивидуализацией музыкально-поэтического образа; закрепленностью поэтического текста за определенным напевом в различных его мелодических вариантах сольных и хоровых версий (№ 43, 52). Песни крестьянской вольницы впечатляют размахом, энергией (№ 53), лирические — богатством психологических оттенков (№ 50). С песнями второго историко-стилевого пласта связано и развитое многоголосие подголосочно-полифонического типа, известное в Белоруссии как пение с «подводкой» — верхним солирующим голосом, контрапунктирующим хоровой партии нижнего голоса. Песни второго исторического пласта в сплаве с песнями литературного происхождения явились основой и для собственно современного новотворчества советского периода, в центре которого песнетворчество партизанское (№ 54). Трагические события и потрясения Великой Отечественной войны возродили в селах и древний плач-причет, известный в народе как «голошение на случай беды» (№ 47). Песенный фольклор Белоруссии многокрасочно проявляет себя в разных местных традициях. В соответствии с этими традициями можно отметить пять этнографических зон: северная - Поозерье (Витебщина), южная - Полесье (Гомелыцина и Брестчина), восточная (Могилевщина), западная (Гродненщина) и центральная (Минщина). Местные традиции сказываются и в преобладании в разных этнографических зонах определенных песенных жанров (например, волочебных в северо-западных и центральных регионах, колядок и щедровок - в южных, хороводно-игровых - в восточных); в преобладающих типах хорового пения (унисон с элементами гетерофонии на Поозерье; гетерофония, диафония на бурдонной основе и подголосочное многоголосие с «подводкой» на Полесье). Проявляются местные песенные традиции и в определенных закономерностях местных песенных систем в целом. Богатые традиции отличают также инструментальный фольклор Белоруссии. Музыкальный инструментарий белорусов представлен образцами как древнего, так и позднего происхождения (наиболее ранние археологические находки датированы первой половиной второго тысячелетия нашей эры). Многочисленный по составу и разнообразный по типам, он включает инструменты струнные, из которых в настоящее время наиболее общественно значимую нагрузку несут скрипка и цимбалы, а также балалайка и мандолина; духовые свободные, из которых особенно любимы гармоника (баян, аккордеон), известна коринка (прямоугольная пластинка с верхними закругленными краями, сделанная из березовой коры, целлулоидной пленки); флейтовые: окарина, одиночная и парные дудки; язычковые: разнообразные по форме, материалу (дерево, кора, камыш, стебель ржи — «соломка») и характеру звучания жалейки, кларнет; амбушюрные: труба и рог. Среди мембранных инструментов повсеместно распространены бубен с «бразготками» (колокольчиками или бубенчиками, тарелочками), барабан с тарелками; из самозвучащих — звон (колокол), звоночки (колокольчики), «шархуны» (бубенцы), тарелки, ложки, «бразготки» (погремушки). С незапамятных времен музыкальные инструменты связаны с традиционными видами хозяйственной деятельности белорусов (прежде всего с пастушеством, также охотой), календарно-земледельческой и семейной обрядовостью, различными обычаями, празднествами, развлечениями. В народной практике музыкальные инструменты используются как для сольного, так и ансамблевого музицирования (собственно инструментального, а также вокально-инструментального). Традиционные народные инструментальные ансамбли (по народному определению музыки, музыка, капэла, гурт, скоморохи) обычно невелики по составу и включают от двух до четырех инструментов. Имеются ансамбли, разнородные по составу: скрипка и бубен, скрипка и гармоника, скрипка и кларнет, скрипка, цимбалы, гармоника и турецкий барабан; однородные, состоящие из инструментов одной группы: две-три скрипки, скрипка и цимбалы, скрипка и басетля, скрипка, балалайка, мандолина и гитара (так называемая «струнная музыка»). В центральных и западных регионах Белоруссии встречаются ансамбли большого состава - «оркестры»: скрипки, гармоника, балалайка, кларнет, барабан и «бразготки»; скрипка, двое цимбал, баян, турецкий барабан и др. Стилевые особенности инструментальной музыки белорусов обусловлены разнообразием ее общественно-стилевых функций и связей с другими видами народного творчества - песенным, хореографическим, драматическим. Наиболее древний пласт образуют сигнальные наигрыши (ритмизованные мелодические обороты на одном звуке или на последовательности нескольких тонов натурального звукоряда), исполняемые пастухами или охотниками на трубе или роге. Основу репертуара народных инструменталистов составляют обрядовые и необрядовые танцевальные и песенные наигрыши (близкие к первоисточнику при исполнении групповых песен и более свободно варьируемые при исполнении сольных). Заметное место принадлежит свадебным маршам, исполняемым в драматургически важные моменты ритуала (№ 33). В репертуаре некоторых музыкантов имеются импровизационные наигрыши — «сам по себе» (№ 69), а также звукоизобразительные пьесы («На птичьем дворе», «Как ветер в поле гуляет», «Телушечка» (№ 66). В полной мере фантазия и изобретательность музыкантов проявляются в сольном исполнении танцевальных мелодий, тогда как ансамблевая их трактовка более регламентирована. Традиции народного песенного и инструментального искусства в его аутентичном виде хотя далеко не всегда сразу выявляются, однако достаточно живучи и в современном селе. Звонкое пение на открытом воздухе (по народному определению - голосное пение) на протяжении столетий отшлифовалось в своеобразную школу народного исполнительства со своими эстетическими закономерностями и критериями мастерства. Главные из них - умение «долго, голосно вести» (петь протяжно на широком дыхании), а также «поднять песню» (распеть ее со звонкой «подводкой»). Наиболее ярко традиции голосного пения проявляются на Полесье, Могилевщине, южных зонах центрального региона. Выдающиеся его мастера (по народному определению - первые певцы округи) встречаются прежде всего среди пастухов, лесников, доярок, полеводов и речников (раньше особенно среди плотогонов). Такими корифеями голосного пения на Полесье являются пастух Степан Дубейко (№ 44, 50, 51, 55), лесник Илья Зеньковец и пастух Иван Прибора (запевала и «подводка» - № 49, 53, 67), доярка Катерина Дорох (№ 9), полеводы Раиса Головко (N9 1, 6), Ольга Вакульчик и Люба Русак (№ 10, 24, 35), Наля Андрейковец и Фаина Олесич (запевала и «подводка» - № 45, 48). На Поозерье и в западных регионах наиболее яркие традиции народной певческой школы обнаруживают себя в мастерстве «вывести песню» (искусстве варьирования при более сдержанной манере исполнения). Мастерами такого пения на Поозерье выступают Евдокия Зуева (№ 29), Агафья Бублик (№ 31), Зося Прусская (№ 40), на Гродненщине - Катерина Пышко (№ 11). Искусство игры народные музыканты перенимают по традиции в семье (в Белоруссии много потомственных музыкантов), постигают самостоятельно (по народному определению - это природные музыки) или у известных народных музыкантов-мастеров, создающих таким образом свои местные исполнительские народные школы. Нередко народные музыканты владеют несколькими инструментами, сочетают исполнительство с изготовлением некоторых из них. Таковыми являются исполнитель на «пищике-соломке» Иван Пицуха (Брестчина, № 7, 59, 69), дудочники Василий Швед (Гомелыцина, № 56, 68) и Вячеслав Протасевич (Минщина, № 58), исполнитель на парных дудках Иван Муравьев (Могилевщина, № 19, 46). Среди «славутых» (знаменитых) музыкантов известны также гармонист Александр Свиридович (Минщина, № 34, 73), скрипачи Михаил Шкодун (Гомелыцина, № 61, 62) и Петр Тупицын (Могилевщина, № 66), скрипач и балалаечник Петр Жеканов (Могилевщина, № 60, 64, 65), скрипач и кларнетист Михаил Семенчук (Брестчина, № 71). В предлагаемом альбоме представлены наиболее характерные в художественном и типологическом отношении образцы аутентичного музыкального фольклора из экспедиционных материалов, собранных нами на протяжении 1960–1980-х гг. во всех регионах Белоруссии. З. Можейко, И. Назина, т. Варфоломеева |
Melodiya - Kansankultturi Oy Records, made in USSR (винил) - Finland (конверт) Код КК-10. Matrix Д030019/1-1, Д030020/1-1. ВСГ Раритетный сборник, ни слова на русском языке, все только на финском. Революционные песни (Варшавянка, Интернационал, Марш Буденного, Партизанская и так далее, всего 15 треков в исполнении советских певцов и хоров) переиздание (?) см. М90-38413-14 |