Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В музыкальном фольклоре белорусов ведущее место принадлежит песенному творчеству, которое охватывает два историко-стилевых пласта. Исторически наиболее ранний пласт, уходящий своими корнями в древнеславянскую эпоху, составляют песни календарно-земледельческого круга и семейной обрядовости.

Календарно-песенный фольклор представлен в Белоруссии четырьмя циклами (весенним, летним, осенним, зимним), которые включают и канонические типовые напевы, строго приуроченные к определенному времени, и песни, приурочиваемые к тому или иному времени либо обстоятельству условно. Из канонических зимний цикл включает и щедровок (в праздник зимнего солнцеворота). Весенний - напевы масленичных качельных песен, закликаний-призывов весны, песен волочебных (при обходе дворов на Великдень), юрьевских, кустовых (когда на «зеленые святки» водят «куст» - наряженную зеленью девушку), троицких и русальных. Летний цикл включает напевы купальских (в праздник летнего солнцеворота), жнивных и дожиночных песен. Осенний - напевы песен льновых, ярных (когда убирают яровые хлеба), собственно осенних. Календарно-земледельческий фольклор охватывает также весенние и летние хороводы; зимние игровые песни, связанные с главным персонажем колядных ряженых «козой» (№ 18), колядной шуточно-игровой свадьбой «Женитьба Терешки» (№ 20); весенние, летние и осенние толочные песни. Из условно приуроченных песен зимнего цикла известны «пилиповские» (время прядильных работ); весенне-летнего - прополочные, сенокосные, а также полевые, луговые, лесовые. Общей для всех жанров календарных песен является трудовая тематика, соединенная с тематикой быта и древних языческих празднеств, включая персонифицированные образы природы и самого празднества; Весны, Коляды, Масленицы, Купалы.

Семейно-обрядовый песенный цикл включает канонические типовые напевы свадебных и родинных песен, а также похоронных и свадебных причитаний. К этому же циклу примыкают и песни колыбельные. Из песен, условно приурочиваемых к родинам и свадьбе, распространены беседные. Развернутый ритуал свадьбы (в большинстве регионов Белоруссии она называется «весельем») включает множество песен многопланового содержания и образности. В целом можно выделить три основных стороны их образно-эмоциональной сферы: ритуально-праздничную (каравай, славление молодых, проезды к домам молодой и молодого, застолье); лирико-драматическую (когда заручают, «на венках», или «сборной субботе», песни невесте-сироте, плачи-причеты невесты и ее матери при благословлении, одаривании, прощании с родительским домом); юмористическую (песенные «состязания» сватов, дружек жениха и невесты). Среди родинных песен, помимо славлений новорожденному, его родителям и повивальной бабке, немало шуточных, адресованных той же бабке и кумовьям.

Музыкально-стилевые и типологические особенности напевов календарно-земледельческого и семейно-обрядового циклов обусловлены их строгой приуроченностью к определенному времени или обстоятельствам, как и их полифункциональностью, благодаря чему напевы этих песен отличаются предельной обобщенностью и емкостью. В большинстве своем это политекстовые (на один напев поется несколько поэтических текстов), сжатые напевы-формулы, имеющие символическое значение в пределах определенного ареала (мелодический символ коляды, масленицы-весны, купалья, жнива, осени). При внешне скупых мелодических средствах, в пределах узкообъемных ладовых структур и вариантном повторении одной полевки, они обладают огромной выразительной силой, благодаря смысловой весомости каждой мелодической детали, драматургической равно-значимости всех компонентов музыкального языка: собственно мелодических (ладовых и ритмических), орнаментальных, интонационно-оттеночных, тембровых. Немаловажным фактором, обусловившим стилевые особенности песен древнего исторического пласта, выступает также их синкретическая связь с обрядовыми, игровыми и трудовыми действиями, определяющими характер их исполнения.

Второй развернутый историко-стилевой пласт песнетворчества белорусов составили необрядовые песни, формирующиеся примерно с XIV столетия. Кульминационным периодом для их развития становится эпоха казачье-крестьянских восстаний (XVI - XVIII вв.). Помимо необрядовой лирики на бытовую и любовную тематику, а также песен балладного содержания, этот историко-стилевой пласт широко представлен мужской социальной лирикой-эпосом (песни чумацкие, бурлацкие, казачьи, о вожаках крестьянских восстаний, позже солдатские, продолжающие традиции рекрутских). От песен первого древнего пласта они отличаются неприуроченностью исполнения (поются в любое время, или, как говорят белорусы, «абы-кали»); яркой индивидуализацией музыкально-поэтического образа; закрепленностью поэтического текста за определенным напевом в различных его мелодических вариантах сольных и хоровых версий (№ 43, 52). Песни крестьянской вольницы впечатляют размахом, энергией (№ 53), лирические — богатством психологических оттенков (№ 50).

С песнями второго историко-стилевого пласта связано и развитое многоголосие подголосочно-полифонического типа, известное в Белоруссии как пение с «подводкой» — верхним солирующим голосом, контрапунктирующим хоровой партии нижнего голоса.

Песни второго исторического пласта в сплаве с песнями литературного происхождения явились основой и для собственно современного новотворчества советского периода, в центре которого песнетворчество партизанское (№ 54). Трагические события и потрясения Великой Отечественной войны возродили в селах и древний плач-причет, известный в народе как «голошение на случай беды» (№ 47).

Песенный фольклор Белоруссии многокрасочно проявляет себя в разных местных традициях. В соответствии с этими традициями можно отметить пять этнографических зон: северная - Поозерье (Витебщина), южная - Полесье (Гомелыцина и Брестчина), восточная (Могилевщина), западная (Гродненщина) и центральная (Минщина). Местные традиции сказываются и в преобладании в разных этнографических зонах определенных песенных жанров (например, волочебных в северо-западных и центральных регионах, колядок и щедровок - в южных, хороводно-игровых - в восточных); в преобладающих типах хорового пения (унисон с элементами гетерофонии на Поозерье; гетерофония, диафония на бурдонной основе и подголосочное многоголосие с «подводкой» на Полесье). Проявляются местные песенные традиции и в определенных закономерностях местных песенных систем в целом.

Богатые традиции отличают также инструментальный фольклор Белоруссии. Музыкальный инструментарий белорусов представлен образцами как древнего, так и позднего происхождения (наиболее ранние археологические находки датированы первой половиной второго тысячелетия нашей эры). Многочисленный по составу и разнообразный по типам, он включает инструменты струнные, из которых в настоящее время наиболее общественно значимую нагрузку несут скрипка и цимбалы, а также балалайка и мандолина; духовые свободные, из которых особенно любимы гармоника (баян, аккордеон), известна коринка (прямоугольная пластинка с верхними закругленными краями, сделанная из березовой коры, целлулоидной пленки); флейтовые: окарина, одиночная и парные дудки; язычковые: разнообразные по форме, материалу (дерево, кора, камыш, стебель ржи — «соломка») и характеру звучания жалейки, кларнет; амбушюрные: труба и рог. Среди мембранных инструментов повсеместно распространены бубен с «бразготками» (колокольчиками или бубенчиками, тарелочками), барабан с тарелками; из самозвучащих — звон (колокол), звоночки (колокольчики), «шархуны» (бубенцы), тарелки, ложки, «бразготки» (погремушки).

С незапамятных времен музыкальные инструменты связаны с традиционными видами хозяйственной деятельности белорусов (прежде всего с пастушеством, также охотой), календарно-земледельческой и семейной обрядовостью, различными обычаями, празднествами, развлечениями. В народной практике музыкальные инструменты используются как для сольного, так и ансамблевого музицирования (собственно инструментального, а также вокально-инструментального). Традиционные народные инструментальные ансамбли (по народному определению музыки, музыка, капэла, гурт, скоморохи) обычно невелики по составу и включают от двух до четырех инструментов. Имеются ансамбли, разнородные по составу: скрипка и бубен, скрипка и гармоника, скрипка и кларнет, скрипка, цимбалы, гармоника и турецкий барабан; однородные, состоящие из инструментов одной группы: две-три скрипки, скрипка и цимбалы, скрипка и басетля, скрипка, балалайка, мандолина и гитара (так называемая «струнная музыка»). В центральных и западных регионах Белоруссии встречаются ансамбли большого состава - «оркестры»: скрипки, гармоника, балалайка, кларнет, барабан и «бразготки»; скрипка, двое цимбал, баян, турецкий барабан и др.

Стилевые особенности инструментальной музыки белорусов обусловлены разнообразием ее общественно-стилевых функций и связей с другими видами народного творчества - песенным, хореографическим, драматическим. Наиболее древний пласт образуют сигнальные наигрыши (ритмизованные мелодические обороты на одном звуке или на последовательности нескольких тонов натурального звукоряда), исполняемые пастухами или охотниками на трубе или роге. Основу репертуара народных инструменталистов составляют обрядовые и необрядовые танцевальные и песенные наигрыши (близкие к первоисточнику при исполнении групповых песен и более свободно варьируемые при исполнении сольных). Заметное место принадлежит свадебным маршам, исполняемым в драматургически важные моменты ритуала (№ 33). В репертуаре некоторых музыкантов имеются импровизационные наигрыши — «сам по себе» (№ 69), а также звукоизобразительные пьесы («На птичьем дворе», «Как ветер в поле гуляет», «Телушечка» (№ 66). В полной мере фантазия и изобретательность музыкантов проявляются в сольном исполнении танцевальных мелодий, тогда как ансамблевая их трактовка более регламентирована.

Традиции народного песенного и инструментального искусства в его аутентичном виде хотя далеко не всегда сразу выявляются, однако достаточно живучи и в современном селе. Звонкое пение на открытом воздухе (по народному определению - голосное пение) на протяжении столетий отшлифовалось в своеобразную школу народного исполнительства со своими эстетическими закономерностями и критериями мастерства. Главные из них - умение «долго, голосно вести» (петь протяжно на широком дыхании), а также «поднять песню»
(распеть ее со звонкой «подводкой»). Наиболее ярко традиции голосного пения проявляются на Полесье, Могилевщине, южных зонах центрального региона. Выдающиеся его мастера (по народному определению - первые певцы округи) встречаются прежде всего среди пастухов, лесников, доярок, полеводов и речников (раньше особенно среди плотогонов). Такими корифеями голосного пения на Полесье являются пастух Степан Дубейко (№ 44, 50, 51, 55), лесник Илья Зеньковец и пастух Иван Прибора (запевала и «подводка» - № 49, 53, 67), доярка Катерина Дорох (№ 9), полеводы Раиса Головко (N9 1, 6), Ольга Вакульчик и Люба Русак (№ 10, 24, 35), Наля Андрейковец и Фаина Олесич (запевала и «подводка» - № 45, 48). На Поозерье и в западных регионах наиболее яркие традиции народной певческой школы обнаруживают себя в мастерстве «вывести песню» (искусстве варьирования при более сдержанной манере исполнения). Мастерами такого пения на Поозерье выступают Евдокия Зуева (№ 29), Агафья Бублик (№ 31), Зося Прусская (№ 40), на Гродненщине - Катерина Пышко (№ 11).

Искусство игры народные музыканты перенимают по традиции в семье (в Белоруссии много потомственных музыкантов), постигают самостоятельно (по народному определению - это природные музыки) или у известных народных музыкантов-мастеров, создающих таким образом свои местные исполнительские народные школы. Нередко народные музыканты владеют несколькими инструментами, сочетают исполнительство с изготовлением некоторых из них. Таковыми являются исполнитель на «пищике-соломке» Иван Пицуха (Брестчина, № 7, 59, 69), дудочники Василий Швед (Гомелыцина, № 56, 68) и Вячеслав Протасевич (Минщина, № 58), исполнитель на парных дудках Иван Муравьев (Могилевщина, № 19, 46). Среди «славутых» (знаменитых) музыкантов известны также гармонист Александр Свиридович (Минщина, № 34, 73), скрипачи Михаил Шкодун (Гомелыцина, № 61, 62) и Петр Тупицын (Могилевщина, № 66), скрипач и балалаечник Петр Жеканов (Могилевщина, № 60, 64, 65), скрипач и кларнетист Михаил Семенчук (Брестчина, № 71).

В предлагаемом альбоме представлены наиболее характерные в художественном и типологическом отношении образцы аутентичного музыкального фольклора из экспедиционных материалов, собранных нами на протяжении 1960–1980-х гг. во всех регионах Белоруссии.

З. Можейко, И. Назина, т. Варфоломеева