1 день
О сайте25 2 | С10-06515-6 1975 |
«Слава нашей эпохе, что она обеими пригоршнями швыряет в мир такое величие звуков и мыслей. Слава нашему народу, гождающему таких художников». Этими восторженными словами приветствовал Алексей Толстой первое исполнение Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича. Это было в 1937 году. Шостаковичу миновал 31 год. Он вступил в зрелый период своего творчества. Пафос борьбы, героического сопротивления и вместе с тем горькое, мужественное страдание звучат в Пятой симфонии. Образы эти сосредоточены прежде всего в первой части. Уже первые возгласы струнных инструментов предсказывают ее суровый, трагедийный характер. Вслушайтесь: после вступительной темы-возгласа перед вами пройдут все основные темы. Одну тему, одну мелодию вы неоспоримо отметите для себя особо — это чудесный лирический образ, дважды появляющийся как луч надежды, как краешек чистого лазурного неба среди мрачных туч. Какой удивительной «переплавке» подвергается в разработке тематический материал! Вот мелодия, звучавшая поначалу так раздумчиво, сосредоточенно, проносится в стремительном вихре. Вот словно гримаса боли и гнева исказила знакомые черты другого мотива. Вот с грозной неумолимостью надвигается «черный марш» — прообраз будущего «марша вторжения» из Седьмой симфонии... Разработка первой части Пятой симфонии достигает огромнейшего драматического накала и остроты. Могучие страсти бушуют в музыке, неукротимая воля и титаническая жизненная энергия сконденсированы в ее образах. В какой-то неистовой ярости гремит и кипит оркестр. Затем, точно исчерпав все свои силы, он начинает постепенно успокаиваться и замирать. Как напоминание о только что пережитом и как предостережение доносится до нашего слуха тихая, далекая фанфара трубы... В противовес первой, драматической части вторая передает ощущение беззаботной, ничем не омраченной радости, юношеского веселья. Это и отдых, и разрядка после первой части, и вместе с тем как бы другие стороны жизни, иные образы действительности, к которым обращает свой взор художник. Вот откуда пришла танцевальность, не лишенная налета иронии и гротеска. Третья, медленная часть симфонии — новый контраст! После простодушного веселья и ироничности второй части здесь разговор наедине с самим собой, музыка, полная глубоких раздумий и возвышенной, патетической поэзии. В ней есть нечто от медленных частей бетховенских сонат, его последних квартетов: высокий строй души, большое искреннее чувство, чуткая человечность. Композитор писал об этой части симфонии: «Больше всего меня самого удовлетворяет третья часть, в музыке которой, по-моему, удалось дать медленное и неуклонное движение от начала до конца». В третьей части участвуют только струнные и деревянные духовые инструменты. «Медные, — пояснял Шостакович, — отдыхают и собираются с силами к четвертой части, где им предстоит много работы». И вот в блеске труб, громе литавр приходит финал симфонии, который, как в классических образцах, несет в себе массовое, коллективное начало. Шостакович говорил, что финал разрешает трагедийные коллизии предыдущих частей симфонии в жизнерадостном, оптимистическом плане. Таким образом, Пятая симфония является оптимистической трагедией. На последних аккордах финала, писал А. Толстой, присутствовавший на премьере симфонии, «весь зал встает. Он охвачен чувством счастья: оно пенится в оркестре, оно проносится по залу как весенний ветер». По мнению Алексея Толстого (а Шостакович в этом с ним согласился), темой Пятой симфонии является становление личности. «Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения, лирического по своему складу от начала до конца», — писал композитор. * * * Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии имени Глинки Владимир Федосеев является художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения с 1974 года. Он — воспитанник Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных и Московской консерватории, где совершенствовался в аспирантуре у профессора Л. М. Гинзбурга по специальности оперное и симфоническое дирижирование. Еще студентом В. Федосеев начал дирижировать в оркестре русских народных инструментов Всесоюзного радио, а впоследствии на протяжении 15 лет возглавлял этот коллектив, заслужив большое признание слушателей в Советском Союзе: и за рубежом. Когда зимой 1975 года Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под руководством Владимира Федосеева гастролировал в Японии, критик газеты «Хота симбун» отметил: «Федосеев выработал свой стиль, суть которого — подчеркивание красок ритма и узоров мелодии и придание сложным произведениям ясности и доступности. От первой и до последней ноты исполнил он в простом и точном стиле Пятую симфонию Шостаковича, и это его исполнение невозможно подвергнуть критике, поскольку оно безупречно». |
25 2 | С10-06515-6 1975 |
11 1 | С10-18231-2 1982, дата записи: 1982 |
АОЛЗ 1 |
11 1 | С10-18231-2 1982, дата записи: 1982 |
7 2 | ГД 0002269-70 1970.11/12 |
КАЛИНКА (русская народная песня, обработка А. Лукиновского) СТАНЦИЯ КОНЕЧНАЯ (Ю. Саульский — П. Леонидов) ВЕТЕР (Н. Иллютович — П. Леонидов) ТЫ, ВОЛГА-РЕКА (Б. Ренский—- П. Леонидов) ОРКЕСТР Несмотря на то, что Галина Ненашева начала выступать на эстраде сравнительно недавно, на эстрадные подмостки она вступила столь уверенно, что казалось, этой дорогой она шла давно. И это, действительно, так. Но давайте все по порядку. "...Я родилась в Онеге Архангельской области, — рассказывает Ненашева, — но я там родилась только, я выросла и выучилась в городе Чебаркуле под Челябинском. Такой небольшой заводской городок, очень небольшой, но самый лучший". Самый лучший, потому что там прошла школа, там она пела в детских самодеятельных кружках, участвовала даже во взрослых любительских смотрах. Тогда-то, видимо, и раскрылось ее врожденное чувство любви к музыке, к песням родной земли. И тем не менее, когда пришел час выбора профессии, Ненашева подумала не о музыке, а о том, к чему, как ей казалось, у нее были способности — о работе художника-модельера. Недаром же по вечерам резались и перекраивались старые мамины платья... Она села в поезд и поехала в Челябинск с намерением осуществить свой план. Но в решающий момент любовь к музыке одержала верх над всеми иными увлечениями, и Галина очутилась у дверей Челябинской оперы. По конкурсу ее приняли в хор. На репетициях и распевках ее вокальные данные были оценены, с ней стали заниматься специально. И хотя где-то впереди уж было засверкала первая сольная роль — партия Вани в "Сусанине", — какая-то неведомая жизненная дорожка вдруг потянула Ненашеву в сторону от оперной рампы, и хористка оказалась на драматической сцене. "Вот тут-то и случился главный поворот, — говорит артистка. — Среди нескольких сыгранных мною ролей были две особенно для меня важные — Маши в "Живом трупе" и Аманды в "Дне рождения Терезы" Мдивани. Важных потому, что в этих спектаклях я пела и ждала мгновения, когда запою... Так школа драматического актера сделала из меня человека эстрады... "А признание? Признание пришло позже. После выступления с оркестром Лундстрема и пятилетней работы в Тамбовском ансамбле "Молодость" Ненашеву приглашают в Московский мюзик-холл. Манера ее исполнения лежит где-то посередине между традиционным народным пением и эстрадой. Особенность этой манеры состоит то в легком полете ее голоса, то в густоте звукового потока, покоряющего слушателей. Проникновенность, задушевность, какая-то особая лучезарность — в этом особенность ее таланта. Призы на конкурсах в Сочи и Брашове, гастроли в Польше и ГДР, многочисленные записи на пленку и пластинки — весь этот стремительный взлет произошел практически в течение одного года. И когда Ненашева говорит о том, что хочется спеть ей еще не найденную песню, исполненную силы, красоты, размаха и удали, — в этом сдышится свежесть и очарование расправляющего крылья таланта. Д. ДМИТРИЕВ |
11 1 | С10-18231-2 1982, дата записи: 1982 |
10 1 | СМ 02691-2 1971 |
8 2 | С62—16911-12 1981, дата записи: 1981 г. |
8 2 | С62—16911-12 1981, дата записи: 1981 г. |
Ташкентский завод, |
2 1 | СМ 04053-4 1973 |
ВСГ, ГОСТ 68 сторона 1 |
2 1 | СМ 04053-4 1973 |
П. ЧАЙКОВСКИЙ. Квартет для двух скрипок, альта и виолончели (одночастный) си бемоль мажор, соч 1865 г. П. ЧАЙКОВСКИЙ. Пять юношеских пьес, соч. 1853-64 гг. С. РАХМАНИНОВ. Квартет № 2 для двух скрипок, альта и виолончели, соч. 1896-1913 гг. С. РАХМАНИНОВ. Квартет № 1 для двух скрипок, альта и виолончели, соч. 1889 г. Квартет: А.Шишлов (1-я скрипка), А.Балашов (2-я скрипка), А.Галковский (альт), А.Корчагин (виолончель) |
31 4 | С10 08635-8 (2 пл.) 1977 |
АОЛЗ, ГОСТ 80 1 (4) экспорт |
31 4 | С10 08635-8 (2 пл.) 1977 |
31 4 | С10 08635-8 (2 пл.) 1977 |
31 1 | СМ 02875-8 (2 пл.) 1971 |
АОЛЗ, ТУ-43.10.1.74 |
31 1 | СМ 02875-8 (2 пл.) 1971 |
8 | С 04705-6 1974 |
АОЛЗ ТУ-43.10.1.74 |
12 2 | С10-15203-4 1980, дата записи: 1977 |
АОЛЗ, ГОСТ 80 экспорт |
22 6 | С10-12665-6 1979 |
7 | 45Д 0006005-6 1960 |