Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
25
2
2 участника имеют этот альбом
С10-06515-6
1975
Alder / 2013-01-04 13:12:43 / Редакция № 3: 2023-02-08 23:14:07
Изображение
Д. ШОСТАКОВИЧ. Симфония №5 ре минор, соч. 47.

Сторона 1:
1. Moderato
2. Allegretto

Сторона 2:
3. Largo
4. Allegro non troppo

БОЛЬШОЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ВСЕСОЮЗНОГО РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ, дирижер ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ

Всесоюзная студия грамзаписи
Alder / 2013-01-04 13:12:43 / Редакция № 2: 2018-08-21 11:02:26
Изображение
admin / 2013-05-22 15:44:02
Изображение
admin / 2013-05-22 15:44:08
Изображение
admin / 2013-10-22 21:30:36
Изображение
«Слава нашей эпохе, что она обеими пригоршнями швыряет в мир такое величие звуков и мыслей. Слава нашему народу, гождающему таких

художников». Этими восторженными словами приветствовал Алексей Толстой первое исполнение Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича.


Это было в 1937 году. Шостаковичу миновал 31 год. Он вступил в зрелый период своего творчества.


Пафос борьбы, героического сопротивления и вместе с тем горькое, мужественное страдание звучат в Пятой симфонии. Образы эти сосредоточены прежде всего в первой части. Уже первые возгласы струнных инструментов предсказывают ее суровый, трагедийный характер.


Вслушайтесь: после вступительной темы-возгласа перед вами пройдут все основные темы. Одну тему, одну мелодию вы неоспоримо отметите для себя особо — это чудесный лирический образ, дважды появляющийся как луч надежды, как краешек чистого лазурного неба среди мрачных туч. Какой удивительной «переплавке» подвергается в разработке тематический материал!

Вот мелодия, звучавшая поначалу так раздумчиво, сосредоточенно, проносится в стремительном вихре. Вот словно гримаса боли и гнева исказила знакомые черты другого мотива. Вот с грозной неумолимостью надвигается «черный марш» — прообраз будущего «марша вторжения» из Седьмой симфонии... Разработка первой части Пятой симфонии достигает огромнейшего драматического накала и остроты. Могучие страсти бушуют в музыке, неукротимая воля и титаническая жизненная энергия сконденсированы в ее образах. В какой-то неистовой ярости гремит и кипит оркестр. Затем, точно исчерпав все свои силы, он начинает постепенно успокаиваться и замирать.

Как напоминание о только что пережитом и как предостережение доносится до нашего слуха тихая, далекая фанфара трубы...


В противовес первой, драматической части вторая передает ощущение беззаботной, ничем не омраченной радости, юношеского веселья. Это и

отдых, и разрядка после первой части, и вместе с тем как бы другие стороны жизни, иные образы действительности, к которым обращает свой взор художник. Вот откуда пришла танцевальность, не лишенная налета иронии и гротеска.


Третья, медленная часть симфонии — новый контраст! После простодушного веселья и ироничности второй части здесь разговор наедине с самим собой, музыка, полная глубоких раздумий и возвышенной, патетической поэзии. В ней есть нечто от медленных частей бетховенских сонат, его последних квартетов: высокий строй души, большое искреннее чувство, чуткая человечность.

Композитор писал об этой части симфонии: «Больше всего меня самого удовлетворяет третья часть, в музыке которой, по-моему, удалось дать

медленное и неуклонное движение от начала до конца». В третьей части участвуют только струнные и деревянные духовые инструменты. «Медные, — пояснял Шостакович, — отдыхают и собираются с силами к четвертой части, где им предстоит много работы».


И вот в блеске труб, громе литавр приходит финал симфонии, который, как в классических образцах, несет в себе массовое, коллективное начало. Шостакович говорил, что финал разрешает трагедийные коллизии предыдущих частей симфонии в жизнерадостном, оптимистическом плане. Таким образом, Пятая симфония является оптимистической трагедией. На последних аккордах

финала, писал А. Толстой, присутствовавший на премьере симфонии, «весь зал встает. Он охвачен чувством счастья: оно пенится в оркестре, оно проносится по залу как весенний ветер». По мнению Алексея Толстого (а Шостакович в этом с ним согласился), темой Пятой симфонии является становление личности. «Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения, лирического по своему складу от начала до конца», — писал композитор.

* * *


Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии имени Глинки Владимир Федосеев является художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения с 1974 года. Он — воспитанник Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных и Московской консерватории, где совершенствовался в аспирантуре у профессора Л. М. Гинзбурга по специальности оперное и симфоническое дирижирование. Еще студентом В. Федосеев начал дирижировать в оркестре русских народных инструментов Всесоюзного радио, а впоследствии на протяжении 15 лет возглавлял этот коллектив, заслужив большое признание слушателей в Советском Союзе: и за рубежом.


Когда зимой 1975 года Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под руководством Владимира Федосеева гастролировал в Японии, критик газеты «Хота симбун» отметил: «Федосеев выработал свой стиль, суть которого — подчеркивание красок ритма и узоров мелодии и придание сложным произведениям ясности и доступности. От первой и до последней ноты исполнил он в простом и точном стиле Пятую симфонию Шостаковича, и это его исполнение невозможно подвергнуть критике, поскольку оно безупречно».
admin / 2013-10-22 21:30:44 / Редакция № 1: 2024-05-17 05:57:08
Изображение
Апрелевский ордена Ленина завод
ТУ-43.10.1.74
1 сторона
admin / 2013-10-22 21:30:50 / Редакция № 5: 2024-05-17 05:59:47
Изображение
ТУ-43.10.1.74
2 сторона
admin / 2014-08-20 21:02:20 / Редакция № 2: 2024-05-17 06:00:01
Изображение
Всесоюзная студия грамзаписи
ГОСТ 5289-73
admin / 2014-10-05 09:29:21 / Редакция № 2: 2014-10-05 09:30:07
Изображение
admin / 2014-10-05 09:29:30
Изображение
Nemnn / 2023-02-08 23:13:18
Изображение
Nemnn / 2023-02-08 23:13:24
Изображение
ВСГ, ГОСТ 73
Nemnn / 2023-02-08 23:13:32 / Редакция № 1: 2024-05-17 06:08:46
Изображение
Nemnn / 2023-02-08 23:13:40
Изображение
Nemnn / 2023-02-08 23:24:14
Изображение
Зак. 884—Д—1260— Б
Nemnn / 2023-02-08 23:24:21 / Редакция № 1: 2024-05-17 05:55:13
Изображение
АОЛЗ, ГОСТ 73
Nemnn / 2023-02-08 23:24:28 / Редакция № 1: 2024-05-17 05:54:00
Изображение
Nemnn / 2023-02-08 23:24:36
Изображение
АОЛЗ, ГОСТ 88
vyksunec / 2024-05-17 06:05:11
Изображение
«Мелодия», 1984. Запись 1975 г.
vyksunec / 2024-05-17 06:05:24 / Редакция № 1: 2024-05-17 06:07:27
Изображение
vyksunec / 2024-05-17 06:05:41
Изображение
vyksunec / 2024-05-17 06:05:55
Изображение
Япония
admin / 2018-08-21 11:01:42
Изображение
admin / 2018-08-21 11:01:46
Изображение
admin / 2018-08-21 11:01:51
Изображение
admin / 2018-08-21 11:01:56
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка
Изображение
Россия. Апрелевский завод. 1964-1989 (ВФГ «Мелодия») — 1953-1991. Министерство культуры СССР — ГОСТ 5289-73
Розовая
Изображение
Россия. Апрелевский завод. 1964-1989 (ВФГ «Мелодия») — 1953-1991. Министерство культуры СССР — ГОСТ 5289-88
Красная
Изображение
Россия. Апрелевский завод. 1964-1989 (ВФГ «Мелодия») — 1953-1991. Министерство культуры СССР — ТУ 43.10.1.74
Экспорт
Изображение
Россия. Москва. ВСГ ВФГ «Мелодия». 1964-1991 — 1953-1991. Министерство культуры СССР — ГОСТ 5289-73
Синяя