5 дней
О сайте9 1 | C 04619-20 1974 |
Всплески моря (А. Оппель) Сияла ночь (Ширяев Н. сл. А. Фета) Меня не греет шаль (Неизв. авт.) Бубенцы (Бакалейников Н.— Кусиков) Обидно, досадно (Бакалейников Н.— сл. Кусикова) Я влюблена в одни глаза (Я. Пригожий) Твои глаза зеленые (Б. Фомин) Зачем любить, зачем страдать (Муз. и сл. Е. Юрьева) Я так любила вас (А. Давыдов) Снова пою (Неизв. авт.) Он уехал (С. Донауров) Мой костер (обраб. Булатов, сл. Я Полонского) Гай да, тройка, снег пушистый (М. Штейнберг) Прощай, любовь (Б. Прозоровский) Б. Мандрус (ф-но), А. Якулов (скрипка) Н. Морозов и Ю. Чучин (гитары) Э. Москвитина (арфа) |
Среди многочисленных современных исполнителей старинного русского романса Евгении Разиной принадлежит особое место. Думается, именно в её творчестве оживает лучшая традиция "чистого" живого жанра, без примесей оперности, стилизаций или ультра-современного эстрадного стиля. Она бережно возрождает ту затерявшуюся было культуру интимного романсо-бытового музицирования, которая в нашем веке представлена была именами таких певиц, как В. Панина, А. Вяльцева, Т. Церетели. Но Разина не завоевала бы столь щедрой любви слушателей, если бы не внесла в сферу старинного романса свою особую ноту, свой пленительный мир лирических образов. Разина - певица безупречного природного вкуса и большого душевного благородства. Это и делает её искусство современным и примечательным. Вы не найдёте в её исполнении ни чувствительной развязности, ни безысходности, ни той мещански-надрывной псевдоцыганской манеры, которые долгие годы были неизменными спутницами "жестокого" романса и ставили этот жанр на грань большого искусства. Между тем пение Разиной всегда наполнено большим теплом и трепетом искреннего сердца. Её пение исповедально в самом глубоком смысле слова. Поразительна фантазия, с которой рисует артистка мир сердечных тайн и размышлений своей героини - доброй, мудрой, сострадательной и бесконечно нежной. Чуть приметная ирония позволяет певице как бы несколько отстраняться от этих переживаний и с мягкой улыбкой представлять их слушателям как некое воспоминание, рассказ о былом. Очень точная и очень современная интонация. Сила Разиной - в драматизации романса, в пристальном внимании к психологическому раскрытию его содержания. У нас немного исполнителей, которые умели так филигранно, выразительно и тонко "подать" поэтический текст: ни единого звукового эффекта в ущерб стихам! Достаточно слышать в её интерпретации известный романс Булатова на стихи Полонского "Мой костёр", создаваемый, казалось бы, очень скромными, но совершенно завораживающими средствами. Исполненный в сольной программе, с которой Евгения Разина выступила в Концертном зале имени Чайковского (честь, которой удостаиваются немногие исполнители старинных романсов), он был встречен, как художественное открытие, шедевр романсной лирики. Впрочем, и другие романсы обширного репертуара певицы покоряют мастерством артистической отделки, своеобразием исполнительской интонации. Нужно ли много говорить об обаянии голоса и драматическом таланте Разиной? Эти качества властно приковывают внимание слушателя с первой же ноты, первой фразы. Важнее отметить другое. Для певицы жанр старинного романса - единственный; ему, только ему отдаёт она своё сердце. И эта глубокая преданность незаметно сотворяет чудо: старинный романс в её исполнении становится явлением строгого, почти академического искусства... Т.Грум-Гржимайло |
ЛЗГ 23/IV-74 г. ЛФОП 1. З. 2687 — 10000 |