5 дней
О сайте94 7 | С60 05423-8 (3 пл.) 1974 |
ПЛАСТИНКА ПЕРВАЯ 1 сторона СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА (A. В. Александров — В. Лебедев-Кумач) ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ (B. Соловьев-Седой — А. Чуркин) КАЗАК УХОДИЛ НА ВОЙНУ (Т. Хренников — В. Гусев) В ЗЕМЛЯНКЕ (К. Листов — А. Сурков) ВАСЯ-ВАСИЛЕК (A. Г. Новиков — С. Алымов) ПРОЩАЙТЕ, СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ (Е. Жарковский — Н. Букин) Краснознаменный ансамбль (1, 2, 5). Солисты Е. Беляев и Б. Шапенко (2) Л. Зыкина (3), В. Трошин (4), Н. Кондратюк (6) 2 сторона ЗАВЕТНЫЙ КАМЕНЬ (Б. Мокроусов — А. Жаров) ПЕСНЯ О ФОНАРИКЕ (Д. Шостакович — М. Светлов) ТЕМНАЯ НОЧЬ (Н. Богословский — В. Агатов) НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЧКЕ (B. Соловьев-Седой — А. Фатьянов) ПЕСНЯ О ДНЕПРЕ (М. Фрадкин — Е. Долматовский) М. Рейзен, Ансамбль песни (1) В. Бунчиков (2), М. Магомаев (3), Краснознаменный ансамбль (4, 5), солисты В. Пучков (4), А. Сергеев (5) ПЛАСТИНКА ВТОРАЯ 1 сторона СОЛОВЬИ (B. Соловьев-Седой — А. Фатьянов) ШУМЕЛ СУРОВО БРЯНСКИЙ ЛЕС (C. Кац — А. Софронов) МОЯ ЛЮБИМАЯ (М. Блантер — Е. Долматовский) КАТЮША (М. Блантер — М. Исаковский) ОЙ, ТУМАНЫ МОИ, РАСТУМАНЫ (В. Захаров — М. Исаковский) ДАВАЙ ЗАКУРИМ (М. Табачников — И. Френкель) Краснознаменный ансамбль, солист Е. Беляев (1), Г. Абрамов, хор (2), В. Власов (3), Т. Синявская (4), Государственный русский народный хор им. Пятницкого (5), К. Шульженко (6) 2 сторона В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ ПОД ЗВЕЗДАМИ БАЛКАНСКИМИ (М. Блантер — М. Исаковский) ИГРАЙ, МОЙ БАЯН (В. Соловьев-Седой — Л. Давидович) ОГОНЕК (фронтовая песенка, слова М. Исаковского) ОФИЦЕРСКИЙ ВАЛЬС (М. Фрадкин — Е. Долматовский) ГДЕ ЖЕ ВЫ ТЕПЕРЬ, ДРУЗЬЯ-ОДНОПОЛЧАНЕ (В. Соловьев-Седой — А. Фатьянов) Краснознаменный ансамбль (1, 6), солисты Г. Виноградов (1), Е. Беляев (6), В. Нечаев, хор (2), В. Отделенов, хор (3), В. Нечаев (4), М. Садыков (5) ПЛАСТИНКА ТРЕТЬЯ 1 сторона ЭХ, ДОРОГИ (A. Г. Новиков — Л. Ошанин) БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ (B. Соловьев-Седой — М. Матусовский) ЕХАЛ Я ИЗ БЕРЛИНА (И. Дунаевский — Л. Ошанин) НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ (В. Баснер — М. Матусовский) ЗА ТОГО ПАРНЯ (М. Фрадкин — Р. Рождественский) А. Эйзен (1), Краснознаменный ансамбль (2, 3), солист Н. Гресь (3), Б. Штоколов (4), Л. Лещенко (5) 2 сторона БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ (B. Мурадели — А. Соболев) НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ (C. Туликов — Я. Белинский) РЯЗАНСКИЕ МАДОННЫ (А. Долуханян — А. Поперечный) ГОРЯЧИЙ СНЕГ (А. Пахмутова — М. Львов) ЖУРАВЛИ (Я. Френкель — Р. Гамзатов, перевод Н. Гребнева) ФРОНТОВИКИ, НАДЕНЬТЕ ОРДЕНА (О. Фельцман — В. Сергеев) М. Магомаев (1), Краснознаменный ансамбль (2, 6), солисты Л. Харитонов (2), В. Русланов (6), Л. Зыкина (3), Ю. Гуляев (4), М. Бернес (5) |
АЗГ (серия "30 лет Победы") Арт. 28-8. Цена комплекта из 3-х пластинок 4 руб. 80 коп. |
Сторона 3, пластинка 2 (Ленинградский завод) |
Сторона 4, пластинка 2 (Ленинградский завод) |
Сторона 5, пластинка 3 (Апрелевский завод) |
Сторона 6, пластинка 3 (Апрелевский завод) |
Всесоюзная студия грамзаписи Лицевая сторона комплекта (серия "30 лет Победы") |
Всесоюзная студия грамзаписи (вкладыш) Москва — 1975 |
Всесоюзная студия грамзаписи (вкладыш) ----- Чем больше отдаляется от нас эпоха Великой Отечественной войны, тем масштабнее, грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. Многие люди, родившиеся в 30-е, 40-е, 50-е годы, знают о войне лишь по рассказам старших, по книгам и кинофильмам. Тем дороже и ценнее становятся дошедшие до нас художественные памятники военного времени. Среди них почетное место принадлежит песням. В годы войны было создано множество песен — народных и профессиональных. Песни слагались и стихийно — в любом полку, у моряков, партизан, ополченцев, их исполняли по радио, они звучали с киноэкранов, их пели фронтовые ансамбли и самодеятельные «окопные бригады». Тексты полюбившихся песен передавались из уст в уста, переписывались при свете коптилок, пересылались в письмах с тыла на фронт. Наши друзья на Западе с изумлением говорили: нельзя победить народ, способный создавать такое яркое искусство в столь тяжкую, трагическую пору истории! Многие поэты и композиторы находились в те годы в частях Советской Армии, разделяя все трудности фронтовой жизни. Корреспондентами военных газет были поэты А. Сурков, А. Твардовский, М. Светлов, К. Симонов, Е. Долматовский; в армейских и флотских ансамблях и Домах офицеров служили композиторы Б. Мокроусов, Н. Будашкин, М. Фрадкин, В. Макаров. Сама жизнь подсказывала им слова и образы, ритмы и интонации, которые находили безошибочный путь к сердцам миллионов. По меткому выражению А. Суркова, они «получили право писать свои военные стихи от лица сражающегося советского человека». Отсюда — и особая жизненность, человечность, удивительная верность тона лучших военных песен: высокая гражданственность их содержание естественно сливалась с проникновенным лиризмом. В годы войны заметно обогатился музыкальный строй советской песни, расширился ее образно-эмоциональный диапазон. Усилилось стремление композиторов к ярко национальному стилю, прочно связанному с вековыми народными традициями и в то же время глубоко современному. Так, по-новому складывались различные разновидности военной песни — от величального гимна и до лирического вальса, от походного марша до шуточной частушки-перепляса, от призывного плаката до задушевной лирической миниатюры. По этим произведениям можно было бы составить своеобразную летопись Великой Отечественной войны. Здесь — и первые непосредственные отклики на трагические события 22 июня 1941 года (стихи «Священной войны» Лебедева-Кумача и «Песни смелых» Суркова были опубликованы в газетах уже в двадцатых числах июня), и лирические песни о солдатском быте, и песни-исповеди, выражавшие горечь временных поражений и думы о покинутых родных местах. Здесь, наконец, и поэтические впечатления о последних днях военного четырехлетия, когда уже забрезжила заря приближающейся мирной жизни. Альбом открывается знаменитой песней «Священная война», ставшей «музыкальной эмблемой» Великой Отечественной войны. Авторы песни — поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и композитор Александр Васильевич Александров, руководитель и организатор Краснознаменного ансамбля Советской Армии. Впервые «Священная война» прозвучала в двадцатых числах июня 1941 года на Белорусском вокзале в Москве, когда наши воинские эшелоны уходили на Запад. Люди были сразу захвачены грозной силой этой песни, пробуждавшей в сердцах жажду подвига и ненависть к захватчикам: Пусть ярость благородная Вскипает как волна. Идет война народная, Священная война. Героика партизанской войны послужила темой прекрасной песни «Ой, туманы мои, растуманы». Мелодия ее принадлежит Владимиру Григорьевичу Захарову, в то время руководителю Русского народного хора имени Пятницкого. В стихах М. В. Исаковского просто и трогательно, в манере народного сказа запечатлены подвиги смоленских партизан, сполна отплативших врагу — За великие наши печали, За горючую нашу слезу... В музыкальном строе захаровской песни самобытно претворены черты русской подголосочно-крестьянской песни, усиленные и динамизированные рукою современного мастера. Трагические события первых военных лет нашли правдивое отражение в матросской балладе «Заветный камень» Б. Мокроусова и А. Жарова и в «Песне о Днепре» М. Фрадкина и Е. Долматовского. Баллада Мокроусова, основанная на подлинном эпизоде из военной хроники, повествует о последнем моряке, покинувшем Севастополь, временно захваченный гитлеровцами. Развивая интонации старых русских матросских песен, композитор сумел достичь в мелодии подлинного драматизма. В те дни, когда украинская земля стонала под игом оккупантов, тысячи воинов с болью и гневом пели величавую «Песню о Днепре». Автору хорошо удался ее плавный распев, исполненный эпической суровости. В военные годы появилось множество замечательных лирических песен, задушевных, правдивых, сердечных. Люди искали в них живого и искреннего выражения своих чувств. «Сухие лобовые агитационные стихи никому не нужны, идут мимо души, — писал в своих военных дневниках Всеволод Вишневский. — У всех обнажены нервы, видишь, как люди утирают слезы, остро реагируют...» Поэтому наибольший успех имели те песни, в которых были найдены естественные искренние интонации, подсказанные реальными сегодняшними переживаниями. «Чтобы живой человеческий голос не затерялся в хаосе звуков войны, надо разговаривать с воюющими людьми нормальным человеческим голосом. Но голос этот будет услышан, если говорящий и пишущий стоит близко, у сердца воюющего человека», — так говорил в те годы поэт Алексей Сурков. Пожалуй, наиболее точно отвечали этим запросам превосходные песни Василия Павловича Соловьева-Седого. Многое роднило героев его произведений с прославленным Василием Теркиным из поэмы А. Твардовского: то же сочетание искренности и простоты, добродушного лукавства с неистребимой силой жизни и готовностью к подвигу. Это была лирика нового типа, освежавшая, подобно чистому роднику, огрубевшие в боях сердца. В конце 1941 года Соловьев-Седой сочинил на стихи А. Чуркина песню «Вечер на рейде», ставшую одним из наиболее признанных образцов новой военной лирики. В тот день композитор вместе с товарищами работал в Ленинградском порту на субботнике по разгрузке дров. «Вечер был тихий и ясный, — рассказывает он. — На рейде стоял минный заградитель «Марта». Мелодичные звуки баянов доносились с его палубы. Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к родному городу, и меня охватило горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства». Тема «Вечера на рейде» — расставание с родным домом — была близка в то время миллионам людей фронта и тыла. Песня сложилась в характере русского бытового романса; ее неторопливая свободная распевность и задумчивый светлый тон пришлись по душе солдатам и морякам. Каждый из них вспоминал свой «любимый город», чтобы завтра с новыми силами идти сражаться с врагом. В другой своей песне 1941 года — «Играй, мой баян» — Соловьев-Седой воскресил плавные ритмы и сердечную напевность русского лирического вальса. |
Всесоюзная студия грамзаписи (вкладыш) --------- В песнях Седого с большой чуткостью воплощена поэзия солдатской дружбы, воинского товарищества, скрепленного в боях. Мягкость и тепло русского распева соседствуют в них с веселой усмешкой, народным юмором. От фабричной частушки, от замысловатых гармошечных переборов заимствовал композитор свежие обороты своих шуточно-бытовых песен — таких, как «На солнечной поляночке». Несколькими сочинениями представлен в нашем альбоме композитор Матвей Исаакович Блантер, автор популярнейшей «Катюши» и многих лирических песен военных лет. Он успешно сотрудничал с поэтом М. В. Исаковским, на чьи стихи написаны и вальс «В прифронтовом лесу», и песенка «Под звездами балканскими», и многие другие сочинения. Мелодия «Катюши», сложенная еще до войны, продолжала жить и в военные годы — иногда с новыми злободневными стихами. (Именем героини этой песни солдаты прозвали гвардейские минометы — грозное оружие Советской Армии). В своих песнях Блантер умело пользуется жанрами бытующей музыки — интонациями вальса, марша, лирического романса, придавая им современный идейно-эмоциональный смысл. В солдатской самодеятельности, в армейских ансамблях широко звучали песни Анатолия Григорьевича Новикова. Этому популярному композитору, издавна связанному с воинской средой, отлично удавались солдатские песни добродушно-юмористического склада («Вася-Василек» на стихи С. Алымова), а также песни протяжно-лирические, проникнутые искренней печалью («Дороги» на стихи Л. Ошанина). В 40-е годы продолжалась творческая деятельность Исаака Осиповича Дунаевского, выдающегося мастера советской песни, в то время возглавлявшего Ансамбль Центрального Дома железнодорожников. Именно в этом коллективе, много выступавшем перед тружениками тыла, композитор сочинил патриотическую песню «Моя Москва», а также песню «Ехал я из Берлина» — одну из первых советских песен послевоенного периода. К песенному жанру обращались и виднейшие советские композиторы-симфонисты — С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, Т. Хренников. Повсеместным успехом пользовалась «Песня о фонарике» Д. Шостаковича, написанная им на стихи М. Светлова для одного из военных ансамблей. Среди авторов, чьи мелодии собраны в этом альбоме, встречаются имена и других композиторов-песенников, активно работавших в годы войны: Константина Листова, Сигизмунда Каца, Никиты Богословского, Евгения Жарковского, Модеста Табачникова. Каждый из них оставил свой след в песенном наследии военных лет. Вся армия пела задушевную песню «В землянке» К. Листова на стихи А. Суркова. Большого успеха удостоились кинофильмы военных лет с песнями Т. Хренникова и Н. Богословского. В отрядах народных мстителей с любовью была подхвачена партизанская «Шумел сурово Брянский лес», сочиненная С. Кацем на стихи А. Софронова. Некоторые мелодии военного времени бытовали даже без упоминания автора. Например, стихотворение М. Исаковского «Огонек» было стихийно распето в народе на мотив довоенной эстрадной песенки неизвестного польского автора; так возникла одна из самых распространенных песен, пленившая солдат своим удивительным лиризмом. Последняя пластинка предлагаемого комплекта посвящена песням о Великой Отечественной войне, созданным уже в послевоенное, мирное время. Естественно, что новое время выдвинуло иные песенные темы и сюжеты: военная романтика уступила место поэзии мирного созидания и радостных трудовых будней, актуальной теме борьбы за мир. Но память о героической военной эпопее никогда не меркла, и тема эта продолжала жить в творчестве многих поэтов и композиторов. Рождались песни-воспоминания о давно прогремевшей военной буре, песни-размышления о судьбах воинов-патриотов. Авторами этих сочинений оказывались не только песенники старшего поколения, но и те, чье творчество широко развернулось уже в послевоенные годы: А. Пахмутова, В. Баснер, С. Туликов, А. Петров, О. Фельцман, Э. Колмановский, Я. Френкель. Как музыкальный памятник жертвам фашизма зазвучала монументальная песня Вано Ильича Мурадели «Бухенвальдский набат»: в ней воплощена гордая клятва народов мира — не дать черным силам реакции разжечь новую мировую войну! В послевоенных песнях были по-новому запечатлены фронтовые годы, ставшие для молодого поколения советских людей уже историей. Нерушимая дружба однополчан, скорбь о погибших друзьях, тяжелые бои за безымянную высоту, ставшую олицетворением огромной Родины. В новых песнях воспоминания о войне нередко обретают поэтически возвышенный, символический характер, о чем свидетельствует, например, проникновенная элегия «Журавли» дагестанского поэта Расула Гамзатова и композитора Яна Френкеля. Некоторые песни в этом альбоме даны в исполнении тех коллективов и солистов, которые были в свое время их первыми интерпретаторами. Вы услышите голос Клавдии Шульженко, когда-то с успехом выступавшей со своими песнями перед воинами разных фронтов. Прозвучат голоса уже ушедших от нас артистов, участвовавших в «боевом крещении» известных фронтовых песен — Марка Бернеса, Георгия Абрамова, Владимира Нечаева. (Двое последних — как и Владимир Бунчиков — были в свое время солистами Всесоюзного радио, много сделавшего для пропаганды патриотической песни в годы войны). Список исполнителей в этом альбоме украшают имена корифеев нашего оперного искусства — Марка Рейзена, Сергея Лемешева, охотно выступавших в роли пропагандистов советских песен. Все это придает собранным записям и своего рода документальный, художественно-исторический интерес. И. НЕСТЬЕВ |
Коробка Арт. 54-2. Цена 3 руб. 97 коп. |
Ленинградский завод, ГОСТ 5289-80 год выпуска 1987 сторона 3 |
© «Мелодия», 1974 Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1974 г. Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Типография АЗГ 3Харт. 08-8/4 Цена 4 руб. |