Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Всесоюзная студия грамзаписи (вкладыш)
---------
В песнях Седого с большой чуткостью воплощена поэзия солдатской дружбы, воинского товарищества, скрепленного в боях. Мягкость и тепло русского распева соседствуют в них с веселой усмешкой, народным юмором. От фабричной частушки, от замысловатых гармошечных переборов заимствовал композитор свежие обороты своих шуточно-бытовых песен — таких, как «На солнечной поляночке».
Несколькими сочинениями представлен в нашем альбоме композитор Матвей Исаакович Блантер, автор популярнейшей «Катюши» и многих лирических песен военных лет. Он успешно сотрудничал с поэтом М. В. Исаковским, на чьи стихи написаны и вальс «В прифронтовом лесу», и песенка «Под звездами балканскими», и многие другие сочинения. Мелодия «Катюши», сложенная еще до войны, продолжала жить и в военные годы — иногда с новыми злободневными стихами. (Именем героини этой песни солдаты прозвали гвардейские минометы — грозное оружие Советской Армии). В своих песнях Блантер умело пользуется жанрами бытующей музыки — интонациями вальса, марша, лирического романса, придавая им современный идейно-эмоциональный смысл.
В солдатской самодеятельности, в армейских ансамблях широко звучали песни Анатолия Григорьевича Новикова. Этому популярному композитору, издавна связанному с воинской средой, отлично удавались солдатские песни добродушно-юмористического склада («Вася-Василек» на стихи С. Алымова), а также песни протяжно-лирические, проникнутые искренней печалью («Дороги» на стихи Л. Ошанина).
В 40-е годы продолжалась творческая деятельность Исаака Осиповича Дунаевского, выдающегося мастера советской песни, в то время возглавлявшего Ансамбль Центрального Дома железнодорожников. Именно в этом коллективе, много выступавшем перед тружениками тыла, композитор сочинил патриотическую песню «Моя Москва», а также песню «Ехал я из Берлина» — одну из первых советских песен послевоенного периода.
К песенному жанру обращались и виднейшие советские композиторы-симфонисты — С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, Т. Хренников. Повсеместным успехом пользовалась «Песня о фонарике» Д. Шостаковича, написанная им на стихи М. Светлова для одного из военных ансамблей.
Среди авторов, чьи мелодии собраны в этом альбоме, встречаются имена и других композиторов-песенников, активно работавших в годы войны: Константина Листова, Сигизмунда Каца, Никиты Богословского, Евгения Жарковского, Модеста Табачникова. Каждый из них оставил свой след в песенном наследии военных лет. Вся армия пела задушевную песню «В землянке» К. Листова на стихи А. Суркова. Большого успеха удостоились кинофильмы военных лет с песнями Т. Хренникова и Н. Богословского. В отрядах народных мстителей с любовью была подхвачена партизанская «Шумел сурово Брянский лес», сочиненная С. Кацем на стихи А. Софронова.
Некоторые мелодии военного времени бытовали даже без упоминания автора. Например, стихотворение М. Исаковского «Огонек» было стихийно распето в народе на мотив довоенной эстрадной песенки неизвестного польского автора; так возникла одна из самых распространенных песен, пленившая солдат своим удивительным лиризмом.
Последняя пластинка предлагаемого комплекта посвящена песням о Великой Отечественной войне, созданным уже в послевоенное, мирное время. Естественно, что новое время выдвинуло иные песенные темы и сюжеты: военная романтика уступила место поэзии мирного созидания и радостных трудовых будней, актуальной теме борьбы за мир. Но память о героической военной эпопее никогда не меркла, и тема эта продолжала жить в творчестве многих поэтов и композиторов. Рождались песни-воспоминания о давно прогремевшей военной буре, песни-размышления о судьбах воинов-патриотов. Авторами этих сочинений оказывались не только песенники старшего поколения, но и те, чье творчество широко развернулось уже в послевоенные годы: А. Пахмутова, В. Баснер, С. Туликов, А. Петров, О. Фельцман, Э. Колмановский, Я. Френкель.
Как музыкальный памятник жертвам фашизма зазвучала монументальная песня Вано Ильича Мурадели «Бухенвальдский набат»: в ней воплощена гордая клятва народов мира — не дать черным силам реакции разжечь новую мировую войну!
В послевоенных песнях были по-новому запечатлены фронтовые годы, ставшие для молодого поколения советских людей уже историей. Нерушимая дружба однополчан, скорбь о погибших друзьях, тяжелые бои за безымянную высоту, ставшую олицетворением огромной Родины. В новых песнях воспоминания о войне нередко обретают поэтически возвышенный, символический характер, о чем свидетельствует, например, проникновенная элегия «Журавли» дагестанского поэта Расула Гамзатова и композитора Яна Френкеля.
Некоторые песни в этом альбоме даны в исполнении тех коллективов и солистов, которые были в свое время их первыми интерпретаторами. Вы услышите голос Клавдии Шульженко, когда-то с успехом выступавшей со своими песнями перед воинами разных фронтов. Прозвучат голоса уже ушедших от нас артистов, участвовавших в «боевом крещении» известных фронтовых песен — Марка Бернеса, Георгия Абрамова, Владимира Нечаева. (Двое последних — как и Владимир Бунчиков — были в свое время солистами Всесоюзного радио, много сделавшего для пропаганды патриотической песни в годы войны). Список исполнителей в этом альбоме украшают имена корифеев нашего оперного искусства — Марка Рейзена, Сергея Лемешева, охотно выступавших в роли пропагандистов советских песен. Все это придает собранным записям и своего рода документальный, художественно-исторический интерес.
И. НЕСТЬЕВ