6 дней
О сайте4 | MEL CD 10 02476 2016, дата записи: 29 сентября 2016 г. |
Бернхард Ромберг Трио ми минор из цикла 3 trios d’une difficulté progressive для альта и двух виолончелей, соч. 38 № 1 (1798) 1 I Allegro non troppo . . . . . . . . . . . . . 3.55 2 II Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.05 3 III Rondo. Allegretto . . . . . . . . . . . . . 4.45 Альфред Шнитке 4 «Гимн II» для виолончели и контрабаса (1974) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.48 Эфрен Ошер «Южные сцены» для альта и контрабаса (2008) 5 I No hace muchos años, en un lugar del sur... 1.43 6 II Los gorilas . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.31 7 III Juramentos . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.17 8 IV La Resistencia . . . . . . . . . . . . . . . 1.29 9 V Сacería . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.48 10 VI Luz en las tinieblas . . . . . . . . . . . . 1.40 11 VII Llenando el vacío . . . . . . . . . . . . . 1.00 12 VIII Candombe de los sueños . . . . . . . . . 1.21 Людвиг ван Бетховен 13 Дуэт «с парой обязательных очков» для альта и виолончели Ми-бемоль мажор, WoO 32 (1796) . . . . . . . . . . . . . . . . 7.05 Владимир Рябов 14 «Мотет Кёльнскому собору» для альта, виолончели и контрабаса из цикла «Европейские соборы», соч. 77 (1998) . . 16.55 Modus Versia I: Fa ♯ Versia II: Ut ♯ Versia III: Sol ♯ Versia IV: Re ♯ (Mi ♭) Versia V: La ♯ (Si ♭) Versia VI: Fa ♯, Ut ♯ Versia VII: Fa ♯, Ut ♯, Sol ♯ Versia VIII: Fa ♯, Ut ♯, Sol ♯, Re ♯ Versia IX: Fa ♯, Ut ♯, Sol ♯, Re ♯, La ♯ Versia X: Fa ♮ (Ut ♯, Sol ♯, Re ♯, La ♯) Versia XI: Ut ♮ (Sol ♯, Re ♯, La ♯) Versia XII: Sol ♮ (Re ♯, La ♯) Versia XIII: Re ♮ (La ♯) Choral: La ♮ Fa ♮ Fa ♮, Sol ♮ Fa ♮, Sol ♮, Re ♮, Mi ♮ Fa ♮, Sol ♮, Re ♮, Mi ♮, La ♮, Si ♮ Fa ♮, Sol ♮, Re ♮, Mi ♮, La ♮, Si ♮, Ut ♮ Мэтью Локк 15 Фантазия № 3 для трех виол да гамба из cюиты № 1 до минор Flatt Consort (ок. 1650) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.40 Вильям Р. Шеннон 16 «Картина в стиле Баха» для виолончели и электроники (1993) . . . . . . . . . . . . 7.37 Питер Везенауэр «Испорченное трио» для альта, виолончели и контрабаса, WWV 141 (2005) 17 I Intrade (a oama gloana schdudent) . . . . 2.45 18 II Grabschrift (herr, gib eam de eweche rua) . . 4.38 19 III Menu@ (head ́s ma jetzt nu weida zua) . . 2.33 20 IV Finale (is ́s wia ́s is; gliklich bist auf da wöd, schwimmst en recht an hauffm göd!) . . . . 2.57 Общее время: 79.56 Сергей Полтавский, альт, электроника Евгений Румянцев, виолончель Григорий Кротенко, контрабас, виола да гамба Запись с концерта в Малом зале Московской консерватории 29 сентября 2016 года Звукорежиссер – Михаил Спасский Ассистент звукорежиссера – Алексей Мещанов Цифровое издание альбома содержит полную версию концерта и доступно в iTunes, Apple Music и на других цифровых площадках. Руководитель проекта – Карина Абрамян Редактор – Наталья Сторчак Дизайн – Григорий Жуков Перевод – Николай Кузнецов Фото – Ира Полярная Продюсер концерта – Елена Харакидзян Фирма «Мелодия» представляет первый выпуск серии «Мелодия априори» – диск «Низкие струнные». Возможно, за последнюю четверть века не выходил на русском лейбле столь необычный и неоднозначный проект! Он никак не вписывается в обычную «запись камерной музыки»: ни по составу инструментов (альт, виолончель, контрабас – с обывательской точки зрения трудно придумать что-либо более «невыгодное»!), ни по «набору» композиторов, ни даже по жанрово-стилистическому составу музыки… Представитель раннего английского барокко Мэтью Локк, Бетховен с шуточным «дуэт в очках» и его современник Бернхард Ромберг, а рядом – Альфред Шнитке, Владимир Рябов и композиторы западноевропейского авангарда. Пожалуй, главным объединяющим моментом диска стала художественная воля (не без доли дерзости!) исполнителей – и прежде всего, альтиста, организатора и просветителя Сергея Полтавского, под эгидой которого объединили усилия виолончелист Евгений Румянцев, контрабасист Григорий Кротенко и (его роль в записи диска одна из ведущих!) звукорежиссер Московской консерватории, создатель единого звукового пространства «низких струнных» Михаил Спасский. Отрадно и то, что здесь мы имеем дело не с дистиллированной студийной работой, а с «живым» концертным звуком, записанным в Малом зале Московской консерватории в 2016 году. Таким образом, «Мелодия», как и много лет назад, вновь фиксирует недавнее прошлое. Одно это вселяет уверенность, что предлагаемая запись найдет своего слушателя. |
Буклет ---------- Всем известно, что звук струнных инструментов имеет особое воздействие на человека. Но кому-то ближе голос скрипки, кому-то – виолончели, а кому-то – альта или контрабаса. Их сочетания – при условии, что за инструментом музыкант, и ему есть что сказать и есть арсенал средств, которыми он может это сделать – вызывают ни с чем не сравнимые ощущения, которые, наверное, можно выразить одним словом – катарсис. Когда душа дрожит, и сознание полностью растворяется в этих пронизывающих насквозь звуках. Ирина Шымчак, «Музыкальный Клондайк» Дорогие слушатели! Рада представить вашему вниманию первый диск из серии «Мелодия априори». Это, не побоюсь сказать, историческое событие – впервые за 25 лет компания записывает концерты и выпускает диски с «живым» звуком – носит имя, составленное из названий фирмы «Мелодия» и агентства Apriori Arts. И я очень надеюсь, что слушательская аудитория, возрастающая в данном случае от сотен присутствующих в Малом зале консерватории до нескольких тысяч человек, высоко оценит наши совместные усилия. Я благодарна заместителю генерального директора фирмы «Мелодия» Карине Абрамян за то, что она всегда с абсолютной готовностью и доверием встречает мои предложения, даже если они, на первый взгляд, кажутся безумными: согласиться записывать музыку современных композиторов, лишь разбавленную «хитами» и отнюдь не безусловными, в исполнении молодых музыкантов Лукаса Генюшаса, Вадима Холоденко и Айлена Притчина без расчeта на коммерческий успех – это, несомненно, риск, хотя и благородный (сольные диски музыкантов вышли в 2015 и 2016 годах). А запись «живых» концертов со сложными программами совсем непопулярной классики, в которых звучат ещe и российские или мировые премьеры – это двойной риск, настоящий «кот в мешке». И несмотря ни на что, возрожденный легендарный звукозаписывающий лейбл решил рискнуть вместе со мной и музыкантами, которых я имею честь представить в четырех концертах абонемента. Этот проект не был бы осуществлен без всесторонней поддержки компании Yamaha и лично заместителя генерального директора Yamaha Artist Services Moscow (Yamaha Music Russia) Оксаны Левко, в который раз позволяющей и помогающей воплотить мои идеи. Благодарю наших официальных информационных партнеров – радио «Культура» и лично Максима Осипова и Юлию Санжаревскую, журналы «Музыкальная жизнь» и лично Евгению Кривицкую, PianoФорум и лично Марину Броканову, MusicuM и лично Алексея Королёва и Аниту Кондояниди, интернет-порталы «Музыкальные сезоны» и лично Ирину Ширинян, Belcаnto.ru и лично Ивана Фёдорова, а также Екатерину Бирюкову, Ирину Шымчак и Александра Матусевича за их неоценимый вклад в освещение этого музыкального события. Отдельная благодарность Московской государственной консерватории за готовность принять у себя на площадке, в Малом зале, инициированный мной проект. И, конечно, низкий поклон всем музыкантам проекта «Мелодия априори» и настоящему волшебнику, выдающемуся звукорежиссеру Михаилу Спасскому и его ассистенту Алексею Мещанову, буквально пишущим историю своими руками. Необычная программа первого концерта для нетривиального состава «низких струнных» целиком и полностью заслуга альтиста и саунд-дизайнера Сергея Полтавского. Без его просветительского запала, чувства стиля, музыкального вкуса и высочайшего профессионализма этот проект не состоялся бы, как невозможен бы был и сам концерт без участия потрясающих музыкантов – мульти-инструменталистов и разносторонне развитых личностей – Евгения Румянцева и Григория Кротенко. Все они – Артисты с большой буквы во всех смыслах, заключенных в этом слове. Я безмерно благодарна вам, ребята, за то, что вы есть, и люблю вас бесконечно! © Елена Харакидзян НИЗКИЕ СТРУННЫЕ Фирма «Мелодия» после 25-летнего перерыва решила возобновить традицию live-записи, то есть документирования живых концертов с покашливаниями публики и поскрипыванием кресел. В ваших руках первая такая работа, невероятно рискованная. Программа «Низкие струнные» открыла один из самых небанальных московских концертных проектов сезона 2016/2017 – абонемент «Мелодия априори». Настолько небанальных, что первая афиша совсем распугала публику. Народу в затемненном Малом зале консерватории, больше напоминавшем собрание заговорщиков, было очень мало, хотя все трое участников концерта относятся к лучшим представителям нового поколения исполнителей. Но спору нет, и экзотический состав ансамбля, и набор исполняемых им сочинений, звучащих редко или вовсе в первый раз, вряд ли мог пробудить энтузиазм традиционных меломанов. Зато для тех, кому интересны немагистральные пути музыкальной истории, теперь есть эта запись уникального концерта, который почти никто не слышал. Альт, виолончель, контрабас – строго говоря, такого ансамбля не бывает. Но есть альтист Сергей Полтавский, виолончелист Евгений Румянцев и контрабасист Григорий Кротенко – отличные музыканты, постоянно ищущие, неуспокоенные и хорошо друг друга понимающие. И если они соберутся вместе, то и музыка для них найдется. Программа диска представляет очень пестрый калейдоскоп из сочинений XVII–XXI веков, написанных для разных сочетаний трех, не самых «концертных» (со скрипкой не сравнить) струнных инструментов. В iTunes выложена полная версия концерта с парой номеров, не вошедших в диск. Бернхард Ромберг (1767–1841) – виолончелист и композитор, основатель виолончельной школы в Германии. Был знаком с Бетховеном, а также, поскольку подолгу жил и работал в России, с увлекавшимся игрой на виолончели князем Николаем Борисовичем Голицыным. Есть вероятность, что «голицынские квартеты» Бетховена появились благодаря участию Ромберга. Его Трио для альта, виолончели и контрабаса – очаровательная вещь, более известная в музыкальных школах, чем на концертной сцене. Альфред Шнитке (1934–1998) в 70-е годы написал четыре Гимна для различных инструментальных составов, объединенных затем в единый цикл. Название указывает на диалог с традициями древнерусской духовной музыки, цитируется знаменный распев. Главный инструмент во всех четырех гимнах – виолончель. Поэтому все они посвящены виолончелистам. Гимн II – участнику Квартета имени Бородина Валентину Берлинскому. Атмосфера в нем наиболее медитативно-созерцательная, состав – предельно суровый: только виолончель и контрабас. Два низких инструмента проходят сложный путь, заканчивающийся истаивающими флажолетами в самом верхнем регистре. К числу часто исполняемых сочинений знаменитого авангардиста оно не относится. Флейтист и композитор Эфрен Ошер (р. 1974) – образец современного мультикультурного коктейля. Он родился в Уругвае, был воспитан в знаменитой венесуэльской El Sistema (огромный государственный проект музыкального образования, вершиной которого являются Молодежный оркестр Симона Боливара и дирижер Густаво Дудамель), учился в Лондоне, работает по всему миру. Творческое сотрудничество связывает его с еще одним выходцем из «Системы» – контрабасистом Берлинского филармонического оркестра Эдиксоном Руисом, для которого он написал несколько сочинений, в частности, «Южные сцены» для альта и контрабаса. Людвига ван Бетховена (1770–1827) представлять не надо. Однако и у хрестоматийного классика нашлось незаигранное сочинение. Дуэт для альта, виолончели и «двух пар обязательных очков» имеет такое забавное уточнение, поскольку в частном альбоме, где его нашли, ноты были записаны очень мелко. Владимир Рябов – советско-российский композитор, родился в 1950 году. «Мотет Кёльнскому собору» для альта, виолончели и контрабаса – одна из частей цикла «Европейские соборы», писавшегося в 1992–2002 годах для разных составов. Мэтью Локк (1621–1677) – самый ранний автор в этой программе, английский композитор и теоретик музыки эпохи барокко, предшественник Генри Пёрселла. Служил органистом в Вестминстерском аббатстве. Главные его композиторские заслуги в области музыкального театра. Писал он и светскую инструментальную музыку. Традиционной формой домашнего музицирования в те времена в Англии был консорт виол – ближайших предков современных струнных инструментов. Фантазию до минор в нашем случае исполняет компромиссный состав из альта, виолончели и виолы да гамба. Вильям Шэннон (р. 1952) – современный американский валторнист и композитор, работающий с электроникой. Он, напротив, представляет новейшие композиторские технологии. «Tableau alla Bachiana» – дуэт для виолончели и звуковой дорожки в жанре «полевых записей», то есть со звуками города, радио и т.п. Петер Везенауэр (р. 1966) – австрийский дирижер и композитор. Несмотря на название, его «Испорченное трио» для альта, виолончели и контрабаса является вполне добропорядочным четырехчастным циклом, в котором автор позволяет себе использовать постукивания по деке инструмента в качестве одного из исполнительских приемов. © Екатерина Бирюкова Сергей Полтавский (альт) окончил Московскую консерваторию (2006) и аспирантуру МГК (2009) (класс Р.Г. Балашова кафедры альта проф. Ю.А. Башмета). Дипломант I Всероссийского конкурса «Новые имена» (2000). Лауреат Международного конкурса исполнителей на струнных инструментах в Тольятти (2003), лауреат конкурса Юрия Башмета и обладатель спецпризов от Татьяны Друбич и Валентина Берлинского (2006). Сотрудничает с такими коллективами, как «Академия старинной музыки», Bang on a Can, N’Сaged, Opus Posth, Ансамбль современной музыки и группа «4’33» Алексея Айги, не ограничиваясь академическими жанрами, выступал с рок-группами Jethro Tull и Animal Jazz. Был концертмейстером в Государственном камерном оркестре России. Принимал участие в спектаклях МХТ имени Чехова «Крейцерова соната», The Rooms. В 2011 году после работы в коллективе «Виртуозы Москвы» был приглашен на место концертмейстера и солиста оркестра Теодора Курентзиса Musica Aeterna. Саунд-дизайнер, играет на виоле д’амур. Художественный руководитель московского фестиваля альтернативной альтовой музыки Viola is my life, вошедшего в «лонг-лист» лучших фестивалей в России сезона 2015/16 по версии журнала «Музыкальная жизнь». Евгений Румянцев (виолончель) окончил Московскую консерваторию (2007) и аспирантуру МГК (2010) (класс проф. Н.Н. Шаховской). Брал мастер-классы у Мстислава Ростроповича, Давида Герингаса, Эберхарда Финке, Сергея Ролдугина. Был стипендиатом фонда Мстислава Ростроповича (стипендия имени Н. Мясковского), фонда «Русское исполнительское искусство» и фонда Владимира Спивакова. Лауреат XIII Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2007), победитель Международного конкурса виолончелистов имени А.И. Хачатуряна (Ереван, 2010). С 2010 года преподает в Московской консерватории, дает мастер-классы и является членом жюри многих международных конкурсов. Играет также на барочной виолончели, виоле да гамба и электрогитаре. Член Ассоциации лауреатов Международного конкурса имени П.И. Чайковского и Международного союза музыкальных деятелей. Имеет записи на CD, телевидении и радио. Григорий Кротенко (контрабас) окончил Московскую консерваторию (2007) и аспирантуру МГК (2010) (класс проф. Е.А. Колосова). Победитель III Международного конкурса контрабасистов имени Сергея Кусевицкого (2009). Во время обучения в консерватории играл в Госоркестре имени Светланова (2002–2003) и в Российском национальном оркестре (2003–2010). С 2010 года преподает в Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Играет на исторических разновидностях басовых струнных инструментов – виолоне, виоле да гамба, венском басе. Выступал в составе европейских ансамблей старинной музыки The Orchestra of the Age of Enlightenment, Music for Awhile Orchestra, Le Concert Olimpique. В 2011 году был приглашенным концертмейстером контрабасов Le Orchestre Revolutionnaire et Romantique под управлением сэра Джона Элиота Гардинера. Регулярно выступает как солист и в ансамбле с лучшими российскими музыкантами. Является одним из организаторов Первого симфонического ансамбля (Персимфанса), оркестра без дирижера. |