6 дней
О сайте2 | MEL REC 10 02407 2015, дата записи: май 2015 |
Леош Яначек 1. Финал квартета № 2 «Интимные письма» (1928 г.) . 7.44 Александр Бородин 2. Ноктюрн из квартета № 2 , Ре мажор (1881 г.) 8.00 Йозеф Гайдн Квартет «Жаворонок» Ре мажор, соч. 64 № 5 3. Менуэт 3.22 4. Финал 2.08 Вольфганг Амадей Моцарт 5. Andante из Дивертисмента Фа мажор, КV 138 5.59 Дмитрий Шостакович 6. Элегия (1930 г.) 4.48 7. Полька (1930 г.) 2.41 Алексей Стеблёв Киномузыка. Квартет (2014 г.) 8. Moviement I 4.15 9. Moviement II 4.35 10. Moviement III 4.56 11. Moviement IV 2.10 12. Moviement V 4.23 Сэмюэл Барбер 13. Адажио из квартета № 1, соч. 11 7.25 Общее время: 62.34 Новый Русский Квартет: Юлия Игонина, скрипка Елена Харитонова, скрипка Михаил Рудой, альт Алексей Стеблёв, виолончель Запись осуществлена в мае 2015 г. в Москве. Звукорежиссер – А. Рыбакова Выпускающий редактор – Е. Растегаева Фото и дизайн – И. Крюков Фирма «Мелодия Рекордс» представляет диск камерной музыки «Синемафония» в исполнении Нового Русского Квартета. Сама концепция диска, кажется, провоцирует «добропорядочного» любителя музыки. Камерно-утонченный, «интеллектуализированный» жанр квартета («Беседа четырех умных людей», - говорил Й. Гайдн)… и кинематограф! Тем не менее, в XXI веке и квартетное музицирование снова востребовано в своей изначальной прикладной ипостаси («фоновая» музыка на фуршетах и элитных праздниках, каковой она и была в начале XVIII в.), и качественный кинематограф нередко обращается к струнной камерной музыке как настоящего, так и прошлого для усиления психоэмоционального эффекта. Примерно половину диска составляет музыка классических квартетных произведений (Й. Гайдна, В. Моцарта, А. Бородина, Л. Яначека), которые были использованы в художественных кинолентах разных лет (особенно часто звучало знаменитое Adagio С. Барбера – в оригинале медленная часть струнного квартета № 1). Также записана «Элегия» Д. Шостаковича – его первое обращение к квартетному жанру, музыка которой позже вошла в оперу «Катерина Измайлова». Главный акцент, однако, падает на квартет «Синемафония», написанный виолончелистом и композитором, участником Нового Русского Квартета Алексеем Стеблёвым. Составленный из музыки к фильмам «Отцы и дети» (2008) и «Два дня» (2011) режиссера А. Смирновой, он представляет собой самодостаточный цикл в русле академической традиции. Музыка записана в 2015 г. в исполнении одного из лучших камерных ансамблей современной России – Нового Русского квартета, музыканты которого достойно представляют отечественную традицию ансамблевого музицирования. «Сплав изысканного вкуса, глубины и неподдельной искренности в исполнении…», - писала о выступлениях квартета газета «Культура» |
буклет ------ Если говорить о воображаемой иерархии музыкальных жанров, делая попытку расположить их на условной шкале простоты / сложности, то струнный квартет окажется одним из самых элитарных. Этот состав − безукоризненный организм, завершенный абсолют, причем по любому параметру: квартет владеет полной палитрой тембров, он полностью уравновешен, обладает громадным регистровым и динамическим ресурсом, при этом сохраняя камерность, благодаря которой музыкальный процесс остается сокровенным, очень частным. Квартет подразумевает универсальные роли участников, оставаясь живой системой, находящейся в постоянном росте и изменчивости, в результате чего эти роли перебрасываются от одного к другому, мерцают, взаимно превращаются. Наверное, именно совершенство квартета как организма и инструмента стало причиной того, что для абсолютного большинства композиторов, когда-либо обращавшихся к этому жанру, он стал поводом для реализации наиболее значительных замыслов, зачастую доведенных до предельной ясности и полноты. Концепция настоящего диска особенно необычна: глубокий и утонченный, «тихий» жанр – квартет – рассматривается в контексте такого массового искусства, как кино (некоторые из произведений, звучащих на диске, используются в кинематографическом масс-маркете, голливудских блокбастерах, ориентированных на многомиллионную аудиторию). Сверх того, концепция диска допустила такую вольность, как извлечение из квартетных циклов именно тех частей, которые были использованы в саундтреках к различным фильмам. Наконец, «появляясь в кадре», квартетная музыка далеко не всегда играла в нем определяющую драматургическую роль, как это часто происходит в кино с музыкой симфонической. В силу своей мобильности и компактности жанр квартета не порывает с очень простыми прикладными функциями: то и дело квартет можно наблюдать сопровождающим торжественную церемонию, фуршет или даже сбор гостей на прием – ситуация, в которой невозможно представить симфонический оркестр. Именно в таком контексте использована в фильме «Вспомнить все» вторая часть Дивертисмента (KV 138) В.А. Моцарта, включенная в настоящий диск. Этот феномен − склонность к использованию именно квартета для создания гармоничного, усредненного фонового звучания, «атмосферы музыки» или воздуха, в котором должны произойти важные события, позволяет говорить о том, что часто режиссер воспринимает квартет как некий обобщенный знак музыки, среднее арифметическое, ее универсальный источник, вмещающий весь спектр доступных ей проявлений. Квартет № 2 Леоша Яначека, подзаголовок которого традиционно переводится как «Интимные письма», хотя более точным эпитетом было бы «сокровенные» или «личные», использован в музыке к фильму Филипа Кауфмана «Невыносимая легкость бытия», экранизации романа Милана Кундеры, неслучайно: фигура Яначека и его творческий метод имели для Кундеры огромное значение. Отец писателя, Людвик Кундера, был пианистом и музыковедом, учеником Яначека и увлеченным «миссионером» его музыки. Кундера обращает внимание на жесткую структурность музыки Яначека, его умение запустить, как несколько волчков, ряд параллельно протекающих музыкальных процессов, рождающих полифонию сложного плетения, механически совершенную, исполненную математической роскоши, начисто лишенную инерции: «...в эпоху, когда Шёнберг и Стравинский еще пишут крупные оркестровые сочинения, [Яначек] уже осознает,что оркестровая партитура проседает под бременем лишних нот. <...> Резкие противопоставления вместо переходов, повторы вместо варьирования, главное – всегда идти напрямую к сути вещей. Только нота, которая говорит нечто важное, имеет право на существование» (Милан Кундера, эссе «Искусство романа»). Название квартета связано с любовной историей, которая произошла с композитором на закате жизни. Ее центральная фигура − Камила Стосслова, женщина почти на сорок лет моложе Яначека, которой было суждено сыграть фундаментальную роль в его музыке и судьбе: за последние десять лет жизни он написал практически все, что составило его мировую славу, и (за редчайшими исключениями) двигателем, смыслом и вдохновением того, что он делал, было его чувство к Камиле. Яначек написал ей более семисот писем, и квартет является словно бы одним из них. Конструкторская энергия музыки Яначека и трудный, наэлектризованный контекст вокруг нее создают прекрасный фон для истории Томаша и Терезы, о которых повествует экранизация романа Кундеры. Как мы видим, кинематограф отводит квартетной музыке очень разные роли: служебно-фоновая и содержательно-опорная, о которых говорилось выше, – пожалуй, два полюса, однако между ними возникает еще множество задач, которые музыка, соприкасаясь с кино, принимает на себя. Одним из распространенных приемов, особенно любимых романтическим кино и мелодрамой, является заострение нужного аффекта с помощью музыки. Экранизация романа Эдит Уортон «Обитель радости» («The House of Mirth») – в числе многих кинолент, соблазнившихся для этой цели томной лирикой Ноктюрна из Второго струнного квартета А.П. Бородина. Неуловимо ориентальный, что вообще присуще музыке Бородина, он в одном благоуханном букете собирает все лучшие черты музыкального стиля композитора, как восточная шаль, пропущенная сквозь кольцо. Здесь и любовь к созданию объемной фактуры, наполненной теплой зыбью, сладчайшей качкой, и имитация русского подголосочного пения, и мастерское пользование тембрами – медовым виолончельным и перьевым скрипичным в верхнем регистре, и атмосфера изнемогающей от чувственных шорохов куманской ночи, а главное – умение создать мелодию, подкупающую с первого предъявления. Пожалуй, эту же задачу решает в бесчисленных кинофильмах знаменитое Adagio Сэмюэла Барбера. Ныне использующееся для официальных траурных церемоний на высшем уровне, а также как коммерческая универсалия скорби, оно изначально являлось медленной частью Первого струнного квартета, соч. 11. Мучительно преодолевая оцепенение, то и дело теряя силы в генеральных паузах, перекрывающих партитуру и как будто необходимых для вдоха, мелодический голос стремится набрать высоту в окружении тянущихся педалей, мягко меняющих гармоническое освещение то попеременно, то вместе, как церковный хор. Развертывание происходит волнами, музыкальная материя меняется нехотя и незаметно: создающийся в результате процесс напоминает одновременно заторможенный прибой и литургию, оборачиваясь то одной, то другой стороной и создавая идеальное обрамление для киноистории. Все произведения, включенные в диск, звучат в кино, исполненные именно струнным квартетом. Из этого правила сделаны два исключения: Элегия из небольшого раннего цикла Две пьесы для струнного квартета Д.Д. Шостаковича звучит в фильме-опере «Катерина Измайлова» в исполнении симфонического оркестра. Квартетом эта музыка стала в более поздней авторской транскрипции, с которой связана любопытная история: молодой Шостакович, приехавший на гастроли в Батум осенью 1930 г., услышал выступавший там струнный квартет им. Вильома и захотел написать для них пьесу. По легенде за одну ночь с 31 октября на 1 ноября он сделал переложение арии Катерины из третьей картины первого акта оперы «Катерина Измайлова», над которой тогда работал. В этой сцене героиня тщится заснуть в собственной спальне, терзаемая разгорающимся томлением («...Жеребенок к кобылке торопится, котик просится к кошечке, а голубь к голубке стремится, но только ко мне никто не спешит»). Эта музыка превратилась в Элегию и была дополнена Полькой, заимствованной из балета «Золотой век», который повествует о столкновении благонадежной советской футбольной команды с буржуазной молодежью капиталистического Запада. Во второй половине 1930-х годов и «Катерина Измайлова», и «Золотой век» станут поводом для обвинения Шостаковича в ходе кампании по борьбе с формализмом. Этот миниатюрный квартетный цикл, сочиненный почти за восемь лет до Первого струнного квартета, является дебютом Шостаковича в жанре, который, наравне с симфоническим, имел для композитора колоссальное значение на протяжении всей его жизни. Вторым исключением из правила, касающегося выбора только партитур, прозвучавших в кино в исполнении квартета, является пятичастный «Киномузыка. Квартет» Алексея Стеблёва. Здесь все происходит наоборот – уже не музыка, сочиненная для концертного исполнения, оказывается в кадре, начиная работать на замысел создателя фильма, а именно киномузыка из сразу двух лент Авдотьи Смирновой − экранизации романа Тургенева «Отцы и дети» (2008) и мелодрамы «Два дня» (2011), перешагивая границу экрана, прощается со своей функциональной составляющей, переплавляясь в полноценный камерный цикл. Во многом она не отказывается от некоторой «экранности»: звукописные шумовые эффекты, драматические сольные крупные планы, монологические врезки, где отчетливо слышна человеческая речь, игра с монтажом то и дело отсылают слушателя к необъявленному, потенциально возможному видеоряду. С одной стороны, «Киномузыка. Квартет» высказывается в русле существующего слушательского заказа на качественную киномузыку: гарантированно успешные приемы вроде «часовой» моторности, выпуклые динамические контрасты, обаятельный мелодизм; с другой стороны, тут и там в квартете рассыпаны мелкие академические «улики» вроде фугато в первой части или звукоимитационных красот и пятидольного вальса второй. Квартет тематически насыщен, по словам автора, при его создании была использована и музыка, не вошедшая в кино, однако главная музыкальная тема из фильма «Два дня» проходит через все пять частей цикла, как бы сюжетно объединяя их. Ляля Кандаурова, музыкальный журналист |