1 день
О сайте20 2 | С10-11307-8 1978, дата записи: 1978 |
Сторона 1 Джованни Пикки Польский танец — 2.02 Венгерская павана — 2.28 Джироламо Фрескобальди Канцона I — 3.40 Пассакалия — 1.32 Канцона III — 3.36 Бернардо Пасквини Токката (Scherzo del cuculo) — 3.31 Джироламо Фрескобальди Канцона V для продольной флейты, скрипки и basso continuo — 4.09 Сторона 2 Иоганн Каспар Керль Канцона ре минор — 2.59 Иоганн Пахельбель Ария с вариациями фа минор — 8.48 Фуга до мажор — 2.17 Дитрих Букстехуде Трио-соната для скрипки, виолы да гамба и basso continuo ре минор, соч. 1 № 6 — 8.20 АЛЕКСЕЙ ЛЮБИМОВ, клавесин Олег Худяков, продольная флейта (7) Татьяна Гринденко, скрипка (7, 11) Анатолий Гринденко, виола да гамба (7, 11) Михаил Мильман, виолончель (11) Звукорежиссер П. Кондрашин. Редактор П. Грюнберг Запись 1978 г. Исполнение старинной музыки в наши дни неразрывно связано с исследовательским подходом. Реставрация сохранившихся инструментов XVI — XVIII веков, а также настойчивое изучение теории и практики исполнительства по старинным трактатам позволяют современным музыкантам приблизиться к более достоверной передаче. Современный универсальный инструментарий оказывается явно недостаточным для воспроизведения всех стилевых и звуковых тонкостей, заложенных в самой музыке. Прежде всего, воссоздание музыки той или иной эпохи и страны требует соответствующих инструментов. Так, например, конструктивные и звуковые особенности итальянских, французских, голландских, немецких инструментов не могли не сказаться на стиле и общем характере музыки этих стран. Поэтому сейчас все большее число клавесинистов стремится играть на оригинальных инструментах или их копиях, в соответствии с исполняемой музыкой. В настоящей записи использованы два диаметрально противоположных по звучанию и конструкции инструмента: одномануальный клавесин немецкой фирмы Neupert, обладающий нежным, мягким звучанием, из собрания Музея музыкальной культуры им. Глинки в Москве, где и была проведена запись, и одномануальный клавесин фирмы Drescher, с блестящим, отчетливо-«рассыпчатым» звуком. Оба инструмента хорошо передают характерные тембровые особенности музыки Германии и Италии XVII века. В пластинку включены также два небольших камерных произведения с участием струнных и продольной флейты, в которых клавесины демонстрируют свои возможности в basso continuo. А. Любимов Пианист и клавесинист Алексей Любимов родился в Москве в 1944 году. Музыкальное образование получил в Центральной музыкальной школе (класс А. Артоболевской) и в Московской консерватории в классе профессора Г. Нейгауза и Л. Наумова. В 1965 году он был удостоен первой премии на Международном конкурсе пианистов в Рио-де-Жанейро, а в 1968 году стал лауреатом Международного конкурса в Монреале. Основу его репертуара составляют старинная музыка, произведения И. С. Баха, венских классиков, Брамса, а также композиторов XX века. |
«Италия XVII столетия не только явилась колыбелью оперы и замечательного вокального мастерства. За то же время она сыграла роль своего рода огромной экспериментальной студии, где происходили настойчивые поиски и постепенное образование новых прогрессивных жанров и форм инструментальной музыки. Эти новаторские искания привели к созданию великих сокровищ искусства». Эти слова советского музыковеда К. Розеншильда с полным основанием могут быть отнесены и к Германии. Наряду с поисками открытых демократических форм органного музицирования (какими, например, стал церковный концерт, где звучали не только духовные, но и светские сочинения), в профессиональном творчестве авторов, этих стран всё большее место начинает занимать клавесин. К этому инструменту обращались ведущие мастера органной музыки. «Великий феррарец», или «итальянский Бах XVII столетия», Джироламо Фрескобальди (1583 — 1643), ученик лучших органистов своего времени — Луццаско Луццаски и Франсуа Миллевиля (Франция), работал придворным музыкантом в Мантуе, затем во Флоренции, а позже — в Риме, где с 1608 года стал органистом собора святого Петра. Талантливый импровизатор и виртуоз, Фрескобальди был также выдающимся мастером-полифонистом. Его канцоны, ричеркары, токкаты, хоральные обработки для органа, а также клавесинные пьесы — фуги, канцоны и партиты — свидетельствуют не только о замечательном мастерстве их автора, но и о широте образно-эмоционального содержания музыки Фрескобальди. Яркий жанровый колорит сочинений, несомненно, связан с музыкальным бытом того времени, образами реальной жизни. Его соотечественник Джованни Пикки (годы жизни неизвестны) был органистом в церкви Делла Каза Гранде в Венеции. Одним из интереснейших памятников ранней итальянской клавесинной музыки является принадлежащий его перу сборник «Intavolatura di balli d'arpicordo». Пикки — автор сборника «Canzoni da sonar», содержащего 16 канцон и 2 сонаты для скрипок, корнетов, фаготов, тромбонов и флейт, а также нескольких вокальных сочинений для церкви. Бернардо Пасквини (1637 — 1710) обучался искусству органной и клавесинной игры и композиции у Лоретто Виттори и Антонио Чести. Однако, как свидетельствуют историки, изучение сочинений Палестрины дало ему больше, чем чьи-либо инструкции, В совсем еще юном возрасте музыкант был назначен органистом церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Среди его многочисленных учеников был в будущем известный композитор Гаспарини. Автор пяти ораторий и шести опер, Пасквини нередко играл на клавесине в оркестре оперного театра в Риме. Музыка Пасквини выразительна, энергична и в то же время очень грациозна. Одно из первых собраний его клавесинных произведений вышло в 1704 году в Амстердаме, второе — немного позже в Лондоне. Немецкий композитор и органист Иоганн Каспар Керль (1627 — 1693) был учеником Дж. Валентини (Вена), Дж. Кариссими и Дж. Фрескобальди (Рим). С 1656 года он служил вице-капельмейстером, а затем капельмейстером при дворе курфюрста в Мюнхене, с 1677 года — органистом собора святого Стефана, а позднее придворным органистом в Вене. Керль — автор 10 опер, церковной музыки (реквием, духовные концерты, мессы, респонсории и т. д.), органных (сборник «Modulatio organico», 1686) и клавирных сочинений, связанных с традициями итальянской органно-клавирной музыки, в особенности — в токкатах, канцонах и каприччио — с творчеством Дж. Фрескобальди. Один из его учеников — Иоганн Пахельбель (1653 — 1706), служивший придворным органистом при нескольких княжеских дворах Германии, а также церковным органистом в Готе. Глава средне-германской школы органистов, Пахельбель известен не только как автор кантат, органных и клавирных произведений (вариации, фантазии, чаконы, сюиты), но прежде всего как один из важнейших предшественников И. С. Баха. Выдающийся талант и незаурядная техника этого гармоничного художника с особой силой проявились в жанрах хоральной обработки, токкаты и фуги. Дитрих Букстехуде (1637 — 1707) родом из Швеции, сын и ученик органиста Иоганна Букстехуде. С 1657 года служил органистом в Хельсинборге, с 1660 — в Хельсингёре (Дания), в 1668 — 1707 — в Любеке. Автор кантат, ораторий, арий, камерно-инструментальных ансамблей (многие из них исполнялись на воскресных концертах — Abend-musiken — в церкви), Букстехуде вошел в историю музыки как один из наиболее темпераментных и пылких мастеров немецкого барокко. Фантазия и смелость этого импровизатора произвели в свое время огромное впечатление на И. С. Баха, который в 1705 году пешком прошел в Любек из Арнштадта, чтобы послушать вдохновенную игру Букстехуде, Возвышенная лирика хоральных прелюдий и арий, глубокий, проникновенный драматизм и трагический пафос хоральных фантазий и кантат любекского мастера непосредственно предвосхищают многие страницы баховской музыки. Из большого числа сочинений Букстехуде известно сейчас свыше 120 кантат и ораторий, органных прелюдий и фуг, токкат, канцон, трио-сонат (сборники опус 1 и 2 изданы при жизни), клавирных сюит и вариаций. Т. Диденко Исполнение старинной музыки в наши дни неразрывно связано с исследовательским подходом. Реставрация сохранившихся инструментов XVI — XVIII веков, а также настойчивое изучение теории и практики исполнительства по старинным трактатам позволяют современным музыкантам приблизиться к более достоверной передаче. Современный универсальный инструментарий оказывается явно недостаточным для воспроизведения всех стилевых и звуковых тонкостей, заложенных в самой музыке. Прежде всего, воссоздание музыки той или иной эпохи и страны требует соответствующих инструментов. Так, например, конструктивные и звуковые особенности итальянских, французских, голландских, немецких инструментов не могли не сказаться на стиле и общем характере музыки этих стран. Поэтому сейчас все большее число клавесинистов стремится играть на оригинальных инструментах или их копиях, в соответствии с исполняемой музыкой. В настоящей записи использованы два диаметрально противоположных по звучанию и конструкции инструмента: одномануальный клавесин немецкой фирмы Neupert, обладающий нежным, мягким звучанием, из собрания Музея музыкальной культуры им. Глинки в Москве, где и была проведена запись, и одномануальный клавесин фирмы Drescher, с блестящим, отчетливо-«рассыпчатым» звуком. Оба инструмента хорошо передают характерные тембровые особенности музыки Германии и Италии XVII века. В пластинку включены также два небольших камерных произведения с участием струнных и продольной флейты, в которых клавесины демонстрируют свои возможности в basso continuo. А. Любимов Пианист и клавесинист Алексей Любимов родился в Москве в 1944 году. Музыкальное образование получил в Центральной музыкальной школе (класс А. Артоболевской) и в Московской консерватории в классе профессора Г. Нейгауза и Л. Наумова. В 1965 году он был удостоен первой премии на Международном конкурсе пианистов в Рио-де-Жанейро, а в 1968 году стал лауреатом Международного конкурса в Монреале. Основу его репертуара составляют старинная музыка, произведения И. С. Баха, венских классиков, Брамса, а также композиторов XX века. |