Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
«Италия XVII столетия не только явилась колыбелью оперы и замечательного вокального мастерства. За то же время она сыграла роль своего рода огромной экспериментальной студии, где происходили настойчивые поиски и постепенное образование новых прогрессивных жанров и форм инструментальной музыки. Эти новаторские искания привели к созданию великих сокровищ искусства». Эти слова советского музыковеда К. Розеншильда с полным основанием могут быть отнесены и к Германии. Наряду с поисками открытых демократических форм органного музицирования (какими, например, стал церковный концерт, где звучали не только духовные, но и светские сочинения), в профессиональном творчестве авторов, этих стран всё большее место начинает занимать клавесин. К этому инструменту обращались ведущие мастера органной музыки.
«Великий феррарец», или «итальянский Бах XVII столетия», Джироламо Фрескобальди (1583 — 1643), ученик лучших органистов своего времени — Луццаско Луццаски и Франсуа Миллевиля (Франция), работал придворным музыкантом в Мантуе, затем во Флоренции, а позже — в Риме, где с 1608 года стал органистом собора святого Петра. Талантливый импровизатор и виртуоз, Фрескобальди был также выдающимся мастером-полифонистом. Его канцоны, ричеркары, токкаты, хоральные обработки для органа, а также клавесинные пьесы — фуги, канцоны и партиты — свидетельствуют не только о замечательном мастерстве их автора, но и о широте образно-эмоционального содержания музыки Фрескобальди. Яркий жанровый колорит сочинений, несомненно, связан с музыкальным бытом того времени, образами реальной жизни.
Его соотечественник Джованни Пикки (годы жизни неизвестны) был органистом в церкви Делла Каза Гранде в Венеции. Одним из интереснейших памятников ранней итальянской клавесинной музыки является принадлежащий его перу сборник «Intavolatura di balli d'arpicordo». Пикки — автор сборника «Canzoni da sonar», содержащего 16 канцон и 2 сонаты для скрипок, корнетов, фаготов, тромбонов и флейт, а также нескольких вокальных сочинений для церкви.
Бернардо Пасквини (1637 — 1710) обучался искусству органной и клавесинной игры и композиции у Лоретто Виттори и Антонио Чести. Однако, как свидетельствуют историки, изучение сочинений Палестрины дало ему больше, чем чьи-либо инструкции, В совсем еще юном возрасте музыкант был назначен органистом церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Среди его многочисленных учеников был в будущем известный композитор Гаспарини. Автор пяти ораторий и шести опер, Пасквини нередко играл на клавесине в оркестре оперного театра в Риме. Музыка Пасквини выразительна, энергична и в то же время очень грациозна. Одно из первых собраний его клавесинных произведений вышло в 1704 году в Амстердаме, второе — немного позже в Лондоне.
Немецкий композитор и органист Иоганн Каспар Керль (1627 — 1693) был учеником Дж. Валентини (Вена), Дж. Кариссими и Дж. Фрескобальди (Рим). С 1656 года он служил вице-капельмейстером, а затем капельмейстером при дворе курфюрста в Мюнхене, с 1677 года — органистом собора святого Стефана, а позднее придворным органистом в Вене. Керль — автор 10 опер, церковной музыки (реквием, духовные концерты, мессы, респонсории и т. д.), органных (сборник «Modulatio organico», 1686) и клавирных сочинений, связанных с традициями итальянской органно-клавирной музыки, в особенности — в токкатах, канцонах и каприччио — с творчеством Дж. Фрескобальди.
Один из его учеников — Иоганн Пахельбель (1653 — 1706), служивший придворным органистом при нескольких княжеских дворах Германии, а также церковным органистом в Готе. Глава средне-германской школы органистов, Пахельбель известен не только как автор кантат, органных и клавирных произведений (вариации, фантазии, чаконы, сюиты), но прежде всего как один из важнейших предшественников И. С. Баха. Выдающийся талант и незаурядная техника этого гармоничного художника с особой силой проявились в жанрах хоральной обработки, токкаты и фуги.
Дитрих Букстехуде (1637 — 1707) родом из Швеции, сын и ученик органиста Иоганна Букстехуде. С 1657 года служил органистом в Хельсинборге, с 1660 — в Хельсингёре (Дания), в 1668 — 1707 — в Любеке. Автор кантат, ораторий, арий, камерно-инструментальных ансамблей (многие из них исполнялись на воскресных концертах — Abend-musiken — в церкви), Букстехуде вошел в историю музыки как один из наиболее темпераментных и пылких мастеров немецкого барокко. Фантазия и смелость этого импровизатора произвели в свое время огромное впечатление на И. С. Баха, который в 1705 году пешком прошел в Любек из Арнштадта, чтобы послушать вдохновенную игру Букстехуде, Возвышенная лирика хоральных прелюдий и арий, глубокий, проникновенный драматизм и трагический пафос хоральных фантазий и кантат любекского мастера непосредственно предвосхищают многие страницы баховской музыки. Из большого числа сочинений Букстехуде известно сейчас свыше 120 кантат и ораторий, органных прелюдий и фуг, токкат, канцон, трио-сонат (сборники опус 1 и 2 изданы при жизни), клавирных сюит и вариаций.
Т. Диденко

Исполнение старинной музыки в наши дни неразрывно связано с исследовательским подходом. Реставрация сохранившихся инструментов XVI — XVIII веков, а также настойчивое изучение теории и практики исполнительства по старинным трактатам позволяют современным музыкантам приблизиться к более достоверной передаче. Современный универсальный инструментарий оказывается явно недостаточным для воспроизведения всех стилевых и звуковых тонкостей, заложенных в самой музыке. Прежде всего, воссоздание музыки той или иной эпохи и страны требует соответствующих инструментов. Так, например, конструктивные и звуковые особенности итальянских, французских, голландских, немецких инструментов не могли не сказаться на стиле и общем характере музыки этих стран. Поэтому сейчас все большее число клавесинистов стремится играть на оригинальных инструментах или их копиях, в соответствии с исполняемой музыкой. В настоящей записи использованы два диаметрально противоположных по звучанию и конструкции инструмента: одномануальный клавесин немецкой фирмы Neupert, обладающий нежным, мягким звучанием, из собрания Музея музыкальной культуры им. Глинки в Москве, где и была проведена запись, и одномануальный клавесин фирмы Drescher, с блестящим, отчетливо-«рассыпчатым» звуком.
Оба инструмента хорошо передают характерные тембровые особенности музыки Германии и Италии XVII века. В пластинку включены также два небольших камерных произведения с участием струнных и продольной флейты, в которых клавесины демонстрируют свои возможности в basso continuo.
А. Любимов

Пианист и клавесинист Алексей Любимов родился в Москве в 1944 году. Музыкальное образование получил в Центральной музыкальной школе (класс А. Артоболевской) и в Московской консерватории в классе профессора Г. Нейгауза и Л. Наумова. В 1965 году он был удостоен первой премии на Международном конкурсе пианистов в Рио-де-Жанейро, а в 1968 году стал лауреатом Международного конкурса в Монреале. Основу его репертуара составляют старинная музыка, произведения И. С. Баха, венских классиков, Брамса, а также композиторов XX века.