С. ПРОКОФЬЕВ
Египетские ночи
Симфоническая сюита, соч. 61
1. Ночь в Египте
2. Тревога
3. Цезарь, сфинкс и Клеопатра
4. Танец
5. Антоний
6. Военный Рим
7. Закат Клеопатры
На Днепре
Сюита из балета, соч. 51-bis
1. Прелюдия
2. Вариация
3. Помолвка.
4. Ссора
5. Сцена
6. Эпилог
Симфонический оркестр Ленинградской государственной Филармонии. Дирижер Геннадий Рождественский
16 декабря 1932 года в Парижской „Гранд Опера" состоялась премьера балета С. Прокофьева „Sur le Borysthene" („На Днепре"). Балет у зрителя успеха не имел и вскоре сошел со сцены. По поводу неудачи, постигшей балет, композитор писал: „Мою лирику юношеского периода заметили 10 лет спустя; нужно думать, дойдет очередь и до „Борисфена". (Борисфен —древнее название Днепра). В 1933 году Прокофьев сделал из „Борисфена" оркестровую сюиту, которая вобрала в себя наиболее интересные в симфоническом отношении эпизоды балета.
Сюжетная канва произведения несложна: солдат влюбляется в крестьянскую девушку; отец хочет выдать ее за другого. Во время помолвки обиженный солдат затевает ссору с женихом. Разняв дерущихся, гости связали зачинщика, но девушка освобождает влюбленного в нее солдата.
В сюиту вошли шесть из одиннадцати номеров балета : "Прелюдия”; „Вариация", „Помолвка", „Ссора", „Сцена", „Эпилог".
„Прелюдия" и „Эпилог", обрамляющие сюиту, насыщены созерцательной лирикой и простотой.
„Сцена ссоры"— драматическая кульминация сюиты. Энергичный, упругий ритм, гротеско угловатые интонации, стремительные мелодические взлеты как бы рисуют картину яростной схватки односельчан.
Прокофьев не любил длинных код. Он говорил: „Концы надо уметь так же сочинять, как сочиняются темы пли разработки . Сюиту „На Днепре" композитор завершил небольшой лирической цитатой из первой части.
В 1935 году Московский камерный театр, возглавляемый А. Я. Таировым(1885-1950),поставил спектакль „Египетские ночи“, соединив в одном представлении „Цезаря и Клеопатру" Бернарда Шоу с „Антонием и Клеопатрой" Шекспира.
В грандиозное зрелище Таиров ввел монолог из „Египетских ночей" А. С. Пушкина.
В 1934 году С. Прокофьев написал музыку к спектаклю. В том же году из музыкального материала к ,.Египетским ночам" он создал семичастную сюиту для симфонического оркестра.
Начинается сюита небольшим звуковым пейзажем: тревожная душная ночь окутала спящую страну („Ночь в Египте").
Следующая часть - „Тревога" написана для одних ударных инструментов. Остротой, разнообразием ритма, богатством звуковых оттенков ударных отмечена эта яркая, оригинальная страница партитуры сюиты. Прокофьев колебался: можно ли включать в симфоническую сюиту подобный номер? Но неизменный успех части у слушателей разных стран показал, что опасения композитора были напрасными. „Тревога" органично вошла в общий замысел сюиты.
Музыка третьей части „Цезарь, сфинкс и Клеопатра" сочетает в себе декоративные фрагменты с краткими, но сильными музыкальными портретами основных героев.
К древним ритуальным танцам Египта с их архаичным и жестким звучанием уносит нас четвертая часть — „Танцы".
Благородный, полный решимости образ Антония воссоздает пятая, одноименная часть.
Грозно звучит музыка шестой части сюиты, воплощающая величие победившего Рима /Roma militaris/.
Лучшие страницы сюиты — „Закат Клеопатры". Драматически насыщенная музыка рисует чувственный облик египетской царицы в ее предсмертный час. Мрачным сумеречным звучанием завершается сцена; как воспоминание, проходит эпизод из первой части сюиты, воссоздающей атмосферу душной южной ночи. Первое исполнение сюиты состоялось в декабре 1938 года в Москве под управлением автора.