3 дня
О сайте18 1 | Д 010331-2 1962 |
С. ПРОКОФЬЕВ Египетские ночи Симфоническая сюита, соч. 61 1. Ночь в Египте 2. Тревога 3. Цезарь, сфинкс и Клеопатра 4. Танец 5. Антоний 6. Военный Рим 7. Закат Клеопатры На Днепре Сюита из балета, соч. 51-bis 1. Прелюдия 2. Вариация 3. Помолвка. 4. Ссора 5. Сцена 6. Эпилог Симфонический оркестр Ленинградской государственной Филармонии. Дирижер Геннадий Рождественский 16 декабря 1932 года в Парижской „Гранд Опера" состоялась премьера балета С. Прокофьева „Sur le Borysthene" („На Днепре"). Балет у зрителя успеха не имел и вскоре сошел со сцены. По поводу неудачи, постигшей балет, композитор писал: „Мою лирику юношеского периода заметили 10 лет спустя; нужно думать, дойдет очередь и до „Борисфена". (Борисфен —древнее название Днепра). В 1933 году Прокофьев сделал из „Борисфена" оркестровую сюиту, которая вобрала в себя наиболее интересные в симфоническом отношении эпизоды балета. Сюжетная канва произведения несложна: солдат влюбляется в крестьянскую девушку; отец хочет выдать ее за другого. Во время помолвки обиженный солдат затевает ссору с женихом. Разняв дерущихся, гости связали зачинщика, но девушка освобождает влюбленного в нее солдата. В сюиту вошли шесть из одиннадцати номеров балета : "Прелюдия”; „Вариация", „Помолвка", „Ссора", „Сцена", „Эпилог". „Прелюдия" и „Эпилог", обрамляющие сюиту, насыщены созерцательной лирикой и простотой. „Сцена ссоры"— драматическая кульминация сюиты. Энергичный, упругий ритм, гротеско угловатые интонации, стремительные мелодические взлеты как бы рисуют картину яростной схватки односельчан. Прокофьев не любил длинных код. Он говорил: „Концы надо уметь так же сочинять, как сочиняются темы пли разработки . Сюиту „На Днепре" композитор завершил небольшой лирической цитатой из первой части. В 1935 году Московский камерный театр, возглавляемый А. Я. Таировым(1885-1950),поставил спектакль „Египетские ночи“, соединив в одном представлении „Цезаря и Клеопатру" Бернарда Шоу с „Антонием и Клеопатрой" Шекспира. В грандиозное зрелище Таиров ввел монолог из „Египетских ночей" А. С. Пушкина. В 1934 году С. Прокофьев написал музыку к спектаклю. В том же году из музыкального материала к ,.Египетским ночам" он создал семичастную сюиту для симфонического оркестра. Начинается сюита небольшим звуковым пейзажем: тревожная душная ночь окутала спящую страну („Ночь в Египте"). Следующая часть - „Тревога" написана для одних ударных инструментов. Остротой, разнообразием ритма, богатством звуковых оттенков ударных отмечена эта яркая, оригинальная страница партитуры сюиты. Прокофьев колебался: можно ли включать в симфоническую сюиту подобный номер? Но неизменный успех части у слушателей разных стран показал, что опасения композитора были напрасными. „Тревога" органично вошла в общий замысел сюиты. Музыка третьей части „Цезарь, сфинкс и Клеопатра" сочетает в себе декоративные фрагменты с краткими, но сильными музыкальными портретами основных героев. К древним ритуальным танцам Египта с их архаичным и жестким звучанием уносит нас четвертая часть — „Танцы". Благородный, полный решимости образ Антония воссоздает пятая, одноименная часть. Грозно звучит музыка шестой части сюиты, воплощающая величие победившего Рима /Roma militaris/. Лучшие страницы сюиты — „Закат Клеопатры". Драматически насыщенная музыка рисует чувственный облик египетской царицы в ее предсмертный час. Мрачным сумеречным звучанием завершается сцена; как воспоминание, проходит эпизод из первой части сюиты, воссоздающей атмосферу душной южной ночи. Первое исполнение сюиты состоялось в декабре 1938 года в Москве под управлением автора. |