Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
I сторона
И. БРАМС (1833—1897)
Фортепианный квартет № 1 соль минор, соч. 25
Инструментовка А. Шёнберга
1. Allegro (14.10)
2. Intermezzo. Allegro ma non troppo (8.52)

II сторона
3. Andante con moto (11.03)
4. Rondo alia zingarese. Presto (9.05)

X. АЛЬВЕН (1872—1960)
Танец пастушки из оперы «Королева гор» (3.47)

III сторона
Я. СИБЕЛИУС (1865—1957)
Симфония № 5 ми бемоль мажор, соч. 82
1. Tempo molto moderato. Allegro moderato (13.33)
2. Andante mosso, quasi allegretto (7.45)

IV сторона
3. Allegro molto (9.05)

Д. ШОСТАКОВИЧ (1906—1975)
«Болт», сюита из балета, соч. 27а (15.23)
1. Увертюра
2. Танец бюрократа
3. Интермеццо
4. Соглашатель
5. Танец ломового извозчика

Записи из Большого зала Ленинградской государственной филармонии 9 и 10 февраля 1979 года

Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева.
Редактор И. Слепнев
Художник Д. Богородский

В начале февраля 1979 года Стокгольмский филармонический оркестр впервые приехал в Москву. Едва распаковав свои вещи, музыканты отправились на первую вечернюю репетицию. Молодые, энергичные, они быстро и деловито размещались на эстраде Концертного зала имени Чайковского. «Молодежность» состава оркестра сразу жэ бросалась в глаза: средний возраст шведского коллектива не превышал тридцати—тридцати пяти лет.
Когда в зале появился Г. Н. Рождественский, музыканты горячо зааплодировали, приветствуя своего бывшего руководителя: советский дирижер был «шефом» оркестра Стокгольмской филармонии в течение трех лет.
Началась репетиция. Но вскоре стало ясно, что она практически не нужна. Контакт дирижера и оркестра был безупречным, а игра оркестра поражала редкой инструментальной дисциплиной, чистотой строя, единством штрихового почерка, выверенностью деталей. Одним словом, программа, привезенная в СССР, сразу же вырисовывалась как законченное художественное целое, не требующее черновых «корректур».
Игра оркестра являла собой впечатляющий результат длительной совместной деятельности советского дирижера и шведских музыкантов; большинство произведений, прозвучавших в Москве и Ленинграде, неоднократно исполнялись в Стокгольме и во время зарубежных турне оркестра под руководством Г. Рождественского. Среди них — сочинения, записанные на этой пластинке: Пятая симфония Я. Сибелиуса, Фортепианный квартет соль минор И. Брамса в оркестровке А. Шёнберга, Сюита из балета «Болт» Д. Шостаковича. Они как бы символически обрисовывают широкий репертуарный кругозор оркестра, в концертах которого постоянно звучит и западноевропейская классика, и скандинавская музыка, и произведения советских композиторов.
Оркестр Стокгольмской филармонии был создан в 1914 году в рамках Концертного общества столицы Швеции — организации, направляющей культурную жизнь страны. Руководители общества — известные шведские композиторы Тор Аулин и Вильгельм Стенхаммер — могут считаться своего рода «крестными отцами» первого постоянного, регулярно концертирующего оркестра Швеции. В ту пору численность коллектива была сравнительно небольшой — 65 человек.
В 1926 году в центре Стокгольма открывается Дом Концертов. Это помещение становится постоянной резиденцией оркестра шведской столицы. Его состав разрастается до 95 человек, увеличивается число концертов, ширится география гастролей. На протяжении нескольких десятилетий существования стокгольмского оркестра с ним работают такие дирижеры, как А. Никиш, А. Тосканини, Л. Стоковский, П. Монте, Б. Вальтер, В. Фуртвенглер, О. Клемперер, Ф. Фричай, Р. Кубелик, Г. Шолти и другие.