..... Главными дирижерами были Г. Шневойт, В. Талих, Ф. Буш, К. Гарагули, X. Шмидт-Иссерштедт, А. Дорати. С 1974 по 1977 год оркестром Стокгольмской филармонии руководил Г. Рождественский.
Ныне шведский оркестр — один из известнейших в Европе. Коллектив дает около 80 концертов в год, активно записывается на пластинки, много гастролирует. В 1975 году Стокгольмский филармонический оркестр под управлением Г. Рождественского с огромным успехом выступал в США: концерты состоялись в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Миннеаполисе и Филадельфии.
Геннадий Рождественский — первый советский дирижер, ставший художественным руководителем зарубежного оркестра. Его деятельность на посту главного дирижера Стокгольмской филармонии, по общему мнению прессы и музыкальной общественности, ознаменовала небывалый рост мастерства коллектива, оживила и интенсифицировала музыкальную жизнь шведской столицы. Стокгольмские любители музыки смогли познакомиться с ранее не известными здесь произведениями русской и советской музыки. Под управлением Г. Рождественского были исполнены опера Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», симфонии Шостаковича, Второй фортепианный концерт Р. Щедрина. Впервые в Швеции прозвучали также многие интереснейшие образцы западной музыки, и среди них — «Песни Гурре» Шёнберга. Высокую оценку прессы получили также интерпретации классических произведений. «Пятая симфония Чайковского, — писала газета «Свенска дагбладет»,—в исполнении оркестра под управлением Рождественского стала истинным наслаждением для тех, кто считает, что уже достаточно хорошо знает это произведение. Каждая деталь партитуры нашла превосходное и точное воплощение...» А вот как охарактеризовал взаимоотношения советского дирижера со стокгольмским оркестром шведский критик X. Экхеден: «Рождественский неразговорчив только во время репетиций. Он ведь не только замечательный музыкант, но и обаятельный человек, на редкость интересный собеседник, великолепно говорящий к тому же на нескольких языках. С коллективом оркестра у него сложились самые добрыэ отношения — полный человеческий и творческий контакт. Словом, оркестранты его любят».
В феврале 1979 года оркестр Стокгольмской филармонии под управлением Г. Рождественского исполнил в Москве и Ленинграде сочинения Берлиоза, Брамса — Шёнберга, Сибелиуса, Шостаковича, а также произведения шведских композиторов: Э. Тубина, X. Альвена, И. Лидхольма. Настоящая запись сделана в Большом зале Ленинградской филармонии.
Интерпретация Фортепианного квартета Брамса в оркестровке Шёнберга оказалась своеобразной премьерой для советских слушателей. Широко известный квартет предстал в блестящей инструментовке. Как и во всех других своих работах такого рода (например, в транскрипциях сочинений Баха, Генделя, Монна), Шёнберг — прекрасный знаток и тонкий ценитель классики — настолько органично «аранжирует» авторскую фактуру, что его собственный почерк становится практически неощутимым. Именно эта особенность делает Шёнберга подлинным соавтором Брамса — соавтором заинтересованным, творческим, глубоко проникающим во все особенности оригинала. В оркестровой интерпретации Шёнберга квартет Брамса превращается в настоящую симфонию и встает в один ряд с другими великими созданиями композитора. Характерный брамсовский «гигантизм» — скрыто присущий музыке квартета —- становится явным в оркестровом звучании шёнберговской транскрипции. Все линии прорисовываются предельно ярко — и в то же время не теряют своей исходной камерности, «графичности». Ориентируясь на почерк Брамса — автора симфоний и увертюр, Шёнберг не забывает о характерной эмоциональной сдержанности его ансамблевых произведений. Собственно, транскрипция Шёнберга столь же органично вытекает из самой музыки квартета, сколь и все симфоническое творчество Брамса является естественным продолжением его более ранних камерных опытов: вспомним, что Первая симфония была начата лишь в 1874 году; многие же камерные опусы, среди которых оба секстета, фа-минорный квинтет и соль-минорный квартет, были созданы в шестидесятые годы.
Симфоническое творчество Яна Сибелиуса известно в нашей стране во многом благодаря деятельности Г. Рождественского. Дирижером исполнены и записаны на пластинки все симфонии замечательного финского композитора. В интерпретациях сочинений Сибелиуса особенно ясными предстают характерные качества артистического облика Рождественского: безупречный вкус, прекрасное и точное ощущение драматургических пропорций, логика мысли, внутренне интенсивный накал чувств.
Пятая симфония Сибелиуса написана в 1915 году и впервые исполнена в Хельсинки 8 декабря того же года — в день пятидесятилетия композитора. Премьера симфонии вылилась в настоящее общенародное торжество, в чествование Сибелиуса, находившегося тогда в зените своей славы.
Симфонии — основная часть творческого наследия композитора; они создавались Сибелиусом на протяжении четверти века: Первая написана в 1898 году, последняя, Седьмая — в 1924 году. В известном смысле Пятая симфония является как бы кульминацией этого пути: здесь почерк композитора предстает предельно ясным, классичным в своей чистоте, а мир музыкальных образов — удивительно концентрированным и цельным.
«Этапный» характер своего сочинения ощущал, вероятно, и сам Сибелиус; он много работал над симфонией уже после ее завершения; в окончательной редакции это произведение прозвучало в Хельсинки под управлением автора в 1919 году.
Позднее, уже перестав сочинять, Сибелиус выскажет свои заветные мысли о сущности симфонии как жанра: «Симфоническим для меня является то, что не может быть выражено иначе, нечто всеобъемлющее...» Пятая симфония—прекрасное подтверждение этих слов.
Исполнение сюиты из балета «Болт» Шостаковича также явилось своего рода «премьерой» для многих, присутствовавших на концертах Стокгольмского оркестра. Яркая, искрящаяся юмором музыка этого раннего (1931) балета Шостаковича редко звучит на наших концертных эстрадах. Между тем здесь во всем блеске проявляется комедийно-сатирическое дарование Шостаковича, определившее особую сферу его творчества: от оперы «Нос» и музыки к мейерхольдовской постановке «Клопа» Маяковского до предпоследнего сочинения композитора — «Четырех стихотворений капитана Лебядкина» на слова Ф. Достоевского. Комедийное и трагедийное, сатирическое и драматическое составляют как бы два полюса творчества Шостаковича. Неудивительно поэтому, что отмеченный едкой иронией балет «Болт» пишется в один год с глубоко трагедийной оперой «Леди Макбет Мценского уезда».
Названия частей сюиты из балета говорят сами за себя: «Танец бюрократа», «Соглашатель», «Танец ломового извозчика». И в то же время истинно юмористическое начало заключено в самой музыке, в ее удивительно остроумных подробностях. Плакатная окарикатуренность «персонажей» не просто подчеркнута, но как бы освещена изнутри умной и тонкой иронией.
Своеобразный «шведский сувенир» — миниатюра X. Альвена «Танец пастушки», впервые прозвучавшая в нашей стране, — еще одна «премьера» гастролей Стокгольмского оркестра. Хуго Альвен — известный шведский композитор и дирижер. Им написаны четыре симфонии, многочисленные «шведские рапсодии» и другие оркестровые произведения, а также сочинения для театра. «Танец пастушки» — фрагмент из его оперы «Королева гор».
А. Ивашкин