"Классическая симфония" Прокофьева — одно из ранних его произведений (1917). Она была создана композитором вскоре после окончания консерватории и явилась своего рода творческим откликом на продолжительное изучение симфонического наследия старых мастеров зарубежной музыкальной классики, в первую очередь — Моцарта и Гайдна. Симфония невелика по размерам, строение ее подчинено четырехчастной схеме классического симфонического цикла, состав оркестра крайне скромен.
Первая часть, оживленная и жизнерадостная, написана в четкой и ясной сонатной форме. После краткого вступления (всего два такта) скрипки излагают легкую и подвижную главную тему. Вторая, побочная, тема изложена в форме остроумного шуточного дуэта скрипки и фагота, прерываемого валторной. Затем следует разработка всего мелодического материала, в конце которой очень импозантно вводится побочная тема. Завершается первая часть повторением основных том (репризой) и — и самом конце — двумя тактами, которые играли роль вступления.
Вторая часть начинается музыкой, напоминающей по ритму старинный полонез. После двукратного проведения основной темы тихие аккорды струнных пиццикато открывают собой средний раздел второй части. Затем возвращается первая мелодия, изложенная по-новому, с изящными подголосками. В заключение вновь звучат начальные такты в ритме полонеза.
Третья часть — остроумный гавот, который приобрел широкую популярность в авторском переложении для фортепиано (Прокофьев сочинил его раньше всей симфонии еще в 1916 г.). В оркестре этот гавот выигрывает благодаря эффекту постепенного ослабления и усиления оркестровой звучности, почти непередаваемому на фортепиано Гавот выделяется яркостью мелодики, неожиданными гармоническими сдвигами. Средняя его часть, как и в старинных гавотах, передает звучание народного музыкального инструмента — волынки (мюзетт). Спустя много лет Прокофьев использовал музыку гавота из «Классической симфонии» в балете «Ромео и Джульетта»».
Четвертая часть — финал — написана, как и первая, в сонатной форме. Музыка, основанная на задорных плясовых темах и полная безудержного веселья, движется в стремительном темпе.
«Классическая симфония» посвящена Другу и товарищу Прокофьева по консерватории, впоследствии — известному советскому музыкальному ученому и композитору, академику Б. В. Асафьеву.
Впервые исполнена 21 апреля 1918 года в Петрограде под управлением автора.
* * *
Andante для струнного оркестра соч 50-bis — авторское переложение последней части струнного квартета С. Прокофьева, соч 50. Квартет был написан в 1931 году по заказу библиотеки Конгресса в Вашингтона и там же впервые исполнен 25 апреля 1931 года.
Квартет h-moll несколько необычен по форме. В нем три части и последняя из них—медленная (Andante). Сам автор писал в «Автобиографии»: «Я закончил квартет медленной частью, потому что материал для нее вышел самым значительным в опусе...».
Значительность Andante певучего, с заметным тяготением к русскому мелодизму была замечена и критикой и друзьями композитора. Н. Мясковский, отмечая глубину, мелодичность квартета, говорил о финале «Эта часть западает крепко» (Из письма от 20 октября 1931 г.).
С. Прокофьев пробовал исполнить Andante квинтетом симфонического оркестра и затем создал оркестровое переложение, близкое финалу квартета.
* * *
Пятый концерт для фортепиано с оркестром написан Прокофьевым в 1932 году В своей автобиографии, рассказывая о замысле Пятого концерта. Прокофьев пишет: «Если выделить в сторону одноручный 4-й, то со времени сочинения 3-го прошло более 10 лет, создались новые концепции того как обращаться с этой формой, пришли в голову кое-какие приемы, наконец, в записной книжке накопилась пачка бодрых мажорных тем. Концерт я вначале не хотел делать трудным и даже предполагал назвать его «Музыкой для фортепиано с оркестром»... Но кончилось тем. что вещь все-таки оказалась сложной — явление, фатально преследовавшее меня в целом ряде опусов этого периода».
Музыкальный стиль Пятого концерга определяет преобладающее в нем моторно-токкатное начало. Из пяти частей цикла основные три (первая, третья — Токката и финальная пятая) носят, по преимуществу, чисто виртуозный характер. Моторности, доминирующей в концерте, музыке активно радостного движения контрастируют эпизоды светлой, характерно-прокофьевской лирики того времени, это и побочные партия первой части и «гавотообразная» тема второй, и лирико-созерцательная тема четвертой.