2 дня
О сайте8 | Д 018751-2 1966 |
СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ (1891—1953) СИМФОНИЯ № 1 ре мажор, соч. 25 „Классическая" 1. Allegro 2. Intermezzo. Larghetto 3. Gavotta. Non troppo allegro 4. Finale. Molto vivace ANDANTE для струнного оркестра си минор, соч. 50-bis КОНЦЕРТ № 5 для фортепиано с оркестром соль мажор, соч. 55 1. Allegro con brio 2. Moderato ben accentuato 3. Toccata. Allegro con fuoco 4. Larghetto 5. Vivo Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио Дирижер Г. Рождественский Т. Николаева (фортепиано) |
"Классическая симфония" Прокофьева — одно из ранних его произведений (1917). Она была создана композитором вскоре после окончания консерватории и явилась своего рода творческим откликом на продолжительное изучение симфонического наследия старых мастеров зарубежной музыкальной классики, в первую очередь — Моцарта и Гайдна. Симфония невелика по размерам, строение ее подчинено четырехчастной схеме классического симфонического цикла, состав оркестра крайне скромен. Первая часть, оживленная и жизнерадостная, написана в четкой и ясной сонатной форме. После краткого вступления (всего два такта) скрипки излагают легкую и подвижную главную тему. Вторая, побочная, тема изложена в форме остроумного шуточного дуэта скрипки и фагота, прерываемого валторной. Затем следует разработка всего мелодического материала, в конце которой очень импозантно вводится побочная тема. Завершается первая часть повторением основных том (репризой) и — и самом конце — двумя тактами, которые играли роль вступления. Вторая часть начинается музыкой, напоминающей по ритму старинный полонез. После двукратного проведения основной темы тихие аккорды струнных пиццикато открывают собой средний раздел второй части. Затем возвращается первая мелодия, изложенная по-новому, с изящными подголосками. В заключение вновь звучат начальные такты в ритме полонеза. Третья часть — остроумный гавот, который приобрел широкую популярность в авторском переложении для фортепиано (Прокофьев сочинил его раньше всей симфонии еще в 1916 г.). В оркестре этот гавот выигрывает благодаря эффекту постепенного ослабления и усиления оркестровой звучности, почти непередаваемому на фортепиано Гавот выделяется яркостью мелодики, неожиданными гармоническими сдвигами. Средняя его часть, как и в старинных гавотах, передает звучание народного музыкального инструмента — волынки (мюзетт). Спустя много лет Прокофьев использовал музыку гавота из «Классической симфонии» в балете «Ромео и Джульетта»». Четвертая часть — финал — написана, как и первая, в сонатной форме. Музыка, основанная на задорных плясовых темах и полная безудержного веселья, движется в стремительном темпе. «Классическая симфония» посвящена Другу и товарищу Прокофьева по консерватории, впоследствии — известному советскому музыкальному ученому и композитору, академику Б. В. Асафьеву. Впервые исполнена 21 апреля 1918 года в Петрограде под управлением автора. * * * Andante для струнного оркестра соч 50-bis — авторское переложение последней части струнного квартета С. Прокофьева, соч 50. Квартет был написан в 1931 году по заказу библиотеки Конгресса в Вашингтона и там же впервые исполнен 25 апреля 1931 года. Квартет h-moll несколько необычен по форме. В нем три части и последняя из них—медленная (Andante). Сам автор писал в «Автобиографии»: «Я закончил квартет медленной частью, потому что материал для нее вышел самым значительным в опусе...». Значительность Andante певучего, с заметным тяготением к русскому мелодизму была замечена и критикой и друзьями композитора. Н. Мясковский, отмечая глубину, мелодичность квартета, говорил о финале «Эта часть западает крепко» (Из письма от 20 октября 1931 г.). С. Прокофьев пробовал исполнить Andante квинтетом симфонического оркестра и затем создал оркестровое переложение, близкое финалу квартета. * * * Пятый концерт для фортепиано с оркестром написан Прокофьевым в 1932 году В своей автобиографии, рассказывая о замысле Пятого концерта. Прокофьев пишет: «Если выделить в сторону одноручный 4-й, то со времени сочинения 3-го прошло более 10 лет, создались новые концепции того как обращаться с этой формой, пришли в голову кое-какие приемы, наконец, в записной книжке накопилась пачка бодрых мажорных тем. Концерт я вначале не хотел делать трудным и даже предполагал назвать его «Музыкой для фортепиано с оркестром»... Но кончилось тем. что вещь все-таки оказалась сложной — явление, фатально преследовавшее меня в целом ряде опусов этого периода». Музыкальный стиль Пятого концерга определяет преобладающее в нем моторно-токкатное начало. Из пяти частей цикла основные три (первая, третья — Токката и финальная пятая) носят, по преимуществу, чисто виртуозный характер. Моторности, доминирующей в концерте, музыке активно радостного движения контрастируют эпизоды светлой, характерно-прокофьевской лирики того времени, это и побочные партия первой части и «гавотообразная» тема второй, и лирико-созерцательная тема четвертой. |
С. С. ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших художников современности, смелый новатор, не признававший проторенных дорог в искусстве. Он родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка, Екатеринославской губернии (теперь Днепропетровская обл.). С восьми лет он уже начал сочинять музыку, с 1902 года его музыкальным учителем стал молодой композитор Р. М. Глиэр. В 1904 году Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, которую закончил как композитор, пианист и дирижер. В 1910 году Прокофьев впервые выступил в симфоническом концерте как дирижер собственного произведения. В 1912 году в авторском исполнении впервые прозвучал его Первый концерт для фортепьяно. Вскоре появляются Токката для фортепьяно, поразившая слушателей смелостью гармонического стиля и бурной стремительностью ритмов. Вторая фортепьянная соната, Баллада для виолончели и фортепьяно, Второй концерт для фортепьяно. После ряда сочинений, отчасти весьма спорных, в которых молодой композитор настойчиво искал свой, оригинальный музыкальный язык, индивидуальные формы воплощения содержания, в 1917 году он создал «Классическую симфонию» — произведение, задуманное в стиле венских классиков—Гайдна и Моцарта, — ясное, жизнерадостное. В это же время создавались Третья и Четвертая фортепьянные сонаты, Концерт для скрипки с оркестром. Весной 1918 года с разрешения Нарком проса РСФСР Прокофьев-отправился в заграничную командировку, которая затянулась на много лет. В первые годы пребывания за границей Прокофьев написал такие произведения, как чудесные в своей поэтичности фортепьянные пьесы «Сказки старой бабушки», динамичная и остроумная опера «Любовь к трем апельсинам», Третий концерт для фортепьяно с его сердечной, истинно русской лирикой, добродушно гротескной сказочностью, волевой мощью. Но позднее, с 1924 года, появляется ряд неудачных произведений, созданных под влиянием модернистических течений Запада. В 1933 году Прокофьев вернулся в Советский Союз. Начался самый плодотворный период его творчества. Одно за другим появляются произведения различных жанров: музыка к кинофильму «Александр Невский», впоследствии послужившая основой для одноименной кантаты; балет «Ромео и Джульетта», сюиты из которого пользуются большой популярностью на симфонической эстраде, а балет заслуженно вошел в сокровищницу мирового искусства; опера «Семен Котко», повествующая о событиях эпохи гражданской войны; комическая опера «Дуэнья» («Обручение в монастыре»), Второй скрипичный концерт, разнообразные пьесы для детей, в которых проявились меткость наблюдений, человечность. Новый важный этап в творческой биографии Прокофьева начался в период Великой Отечественной войны. Подобно всем советским художникам, он стремился посвятить свой талант общему делу обороны страны. Появляются боевые песни и марши. Возникает замысел оперы «Война и мир» по роману Л. Толстого, который получил полное завершение лишь много лет спустя. Композитор считал, что в эти грозные дни страницы толстовской эпопеи стали особенно близки советским людям. Одновременно с работой над оперой композитор создал Седьмую и Восьмую фортепьянные сонаты, Сонату для флейты, Второй квартет. 13 января 1945 года состоялся отчетный авторский концерт Прокофьева. Впервые исполнялась Пятая симфония — одно из значительнейших явлений русского советского симфонизма, широкое лиро-эпическое полотно. «Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа», — писал композитор. Вскоре он создал оперу «Повесть о настоящем человеке» и Шестую симфонию... Последнее пятилетие жизни Прокофьева после Постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 года полно новых плодотворных исканий. Оратория «На страже мира» прозвучала как страстный призыв к защите мира и счастья народов. В балете «Сказ о каменном цветке» он воспел красоту творческого труда, для детей создал сюиту «Зимний костер». Среди произведений этого периода выделяются Симфония-концерт для виолончели с оркестром и Седьмая симфония, чарующая богатством мелодии, жизненностью и яркостью образов, неисчерпаемостью фантазии. Прокофьев умер 5 марта 1953 года в разгар напряженной работы над балетом «Сказ о каменном цветке». Музыка Прокофьева будет жить и радовать людей многие-многие годы. Творческим наследием великого художника по праву гордится советская культура. |