Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Ефрем Александрович Цимбалист, вместе с М. Эльманом и Я. Хейфецем, составляет триаду первоклассных артистов, воспитанников русской скрипичной школы. Именно исполнительской деятельности этих музыкантов, учеников Л. С. Ауэра, дореволюционное русское скрипичное искусство обязано своей мировой славой. Не повторяясь ни в одном из своих питомцев, Ауэр сумел объединить их общностью художественного направления. Жизненность интерпретации и широта стиля, чуждое всякому традиционализму отношение к исполняемому в сочетании с высокой культурой звука и совершенным виртуозным мастерством — таковы черты их исполнительского искусства. От эмоциональной насыщенности исполнения Эльмана и величественного в своей монументальности искусства Хейфеца игра Цимбалиста отличается сдержанностью, классичностью. Большой и тонкий художник, он привлекает прежде всего безыскусственностью и простотой своих выразительных средств, благородством и мягкостью звукового колорита. Цимбалист — виртуоз высочайшего класса. Его «жемчужную» пальцевую технику сравнивали с фортепианным perle И. Гофмана, а певучесть и выдержку его «бесконечного» смычка — с искусством лучших представителей итальянского бельканто. В исполнении таких произведений, как концерты Бетховена, Мендельсона, Брамса, Чайковского, Глазунова, «Шотландской фантазии» Бруха, Цимбалист — мастер масштабной, лирико-драматической интерпретации.
На данной грампластинке Цимбалист предстает перед слушателем в ином репертуаре. Перед нами — увлекательный рассказчик, удивительный художник музыкальной новеллы. В жанр скрипичной транскрипции и миниатюры Цимбалист умеет внести дух подлинной художественности и артистичности. Каждая исполняемая им пьеса, будь то «Бурлеска» Сука, «Вальс» Шопена или собственная «Японская импровизация», — это музыкальный шедевр, звуковая картина, пейзаж, где смена тембров его звука подобна игре красок на полотнах Коро или Констебля. В этом искусстве, хотя и ограниченном сферой интимных настроений и переживаний, дарование Цимбалиста, тонкого лирика, захватывает слушателя обаянием филигранного мастерства.
Ефрем Цимбалист родился в 1890 году в Ростове-на-Дону в семье музыканта. Учиться игре на скрипке начал с детских лет. Проявив выдающееся дарование, ещё мальчиком был принят в класс Л. Ауэра в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1907 году с золотой медалью. Одновременно он занимался по композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Его дебюты в Лондоне и Брюсселе в 1907 году, так же, как и предшествовавшие им концерты Эльмана, произвели в западноевропейских странах сенсацию. Впервые в мировой прессе заговорили о русской скрипичной школе. В 1911 году состоялся американский дебют Цимбалиста. С Бостонским симфоническим оркестром он блестяще исполнил концерт Глазунова. Поселившись в Соединенных Штатах Америки, Цимбалист занялся интенсивной концертной деятельностью, которая продолжалась почти полвека. В 1934 году он с огромным успехом гастролировал в Советском Союзе. В дальнейшем он трижды посещал нашу страну в качестве члена жюри Международного конкурса скрипачей имени П. И. Чайковского. На протяжении всей своей жизни Цимбалист ведет большую педагогическую работу. Он является профессором, а после ухода в 1938 году И. Гофмана — директором Кёртис-института в Филадельфии.
Цимбалист — автор многих музыкальных произведений, в которых выявляется его незаурядное композиторское дарование и высокое профессиональное мастерство. Его перу принадлежат опера «Ландара» (поставлена в 1957 году), музыкальная комедия «Нектар» (1920), симфоническая поэма «Портрет художника», оркестровая «Американская рапсодия», концерт для скрипки с оркестром, струнный квартет, соната, сюита, пьесы для скрипки и фортепиано, песни, ряд обработок для скрипки, среди которых большой популярностью пользуются сюита «Сарасатиана» и фантазия на темы из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова.
И. ЯМПОЛЬСКИЙ