2 дня
О сайте6 1 | Д—26945-6 1969, дата записи: конец 1920-х – начало 1930-х гг. |
Ефрем ЦИМБАЛИСТ, скрипка (Efrem Zimbalist, 1889–1985, США) Серия «Выдающиеся скрипачи» Сторона 1: 1. Персидская песня (М. Глинка – Е. Цимбалист) 2. Бурлеска (Й. Сук) 3. Вальс, соч. 70 № 1(Ф. Шопен – А. Спалдинг) 4. Японская мелодия (К. Ямада) 5. Импровизация на японскую тему (Е. Цимбалист) Сторона 2: 6. Восточная мелодия, соч. 50 № 9 (Ц. Кюи) 7. Вальс (Р. Дриго – Л. Ауэр) 8. Серенада (Р. Дриго – Л. Ауэр) 9. Сапатеадо, соч. 23 № 2 (П. Сарасате) Записи конца 20-х – начала 30-х гг. Реставрация |
Ефрем Александрович Цимбалист, вместе с М. Эльманом и Я. Хейфецем, составляет триаду первоклассных артистов, воспитанников русской скрипичной школы. Именно исполнительской деятельности этих музыкантов, учеников Л. С. Ауэра, дореволюционное русское скрипичное искусство обязано своей мировой славой. Не повторяясь ни в одном из своих питомцев, Ауэр сумел объединить их общностью художественного направления. Жизненность интерпретации и широта стиля, чуждое всякому традиционализму отношение к исполняемому в сочетании с высокой культурой звука и совершенным виртуозным мастерством — таковы черты их исполнительского искусства. От эмоциональной насыщенности исполнения Эльмана и величественного в своей монументальности искусства Хейфеца игра Цимбалиста отличается сдержанностью, классичностью. Большой и тонкий художник, он привлекает прежде всего безыскусственностью и простотой своих выразительных средств, благородством и мягкостью звукового колорита. Цимбалист — виртуоз высочайшего класса. Его «жемчужную» пальцевую технику сравнивали с фортепианным perle И. Гофмана, а певучесть и выдержку его «бесконечного» смычка — с искусством лучших представителей итальянского бельканто. В исполнении таких произведений, как концерты Бетховена, Мендельсона, Брамса, Чайковского, Глазунова, «Шотландской фантазии» Бруха, Цимбалист — мастер масштабной, лирико-драматической интерпретации. На данной грампластинке Цимбалист предстает перед слушателем в ином репертуаре. Перед нами — увлекательный рассказчик, удивительный художник музыкальной новеллы. В жанр скрипичной транскрипции и миниатюры Цимбалист умеет внести дух подлинной художественности и артистичности. Каждая исполняемая им пьеса, будь то «Бурлеска» Сука, «Вальс» Шопена или собственная «Японская импровизация», — это музыкальный шедевр, звуковая картина, пейзаж, где смена тембров его звука подобна игре красок на полотнах Коро или Констебля. В этом искусстве, хотя и ограниченном сферой интимных настроений и переживаний, дарование Цимбалиста, тонкого лирика, захватывает слушателя обаянием филигранного мастерства. Ефрем Цимбалист родился в 1890 году в Ростове-на-Дону в семье музыканта. Учиться игре на скрипке начал с детских лет. Проявив выдающееся дарование, ещё мальчиком был принят в класс Л. Ауэра в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1907 году с золотой медалью. Одновременно он занимался по композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Его дебюты в Лондоне и Брюсселе в 1907 году, так же, как и предшествовавшие им концерты Эльмана, произвели в западноевропейских странах сенсацию. Впервые в мировой прессе заговорили о русской скрипичной школе. В 1911 году состоялся американский дебют Цимбалиста. С Бостонским симфоническим оркестром он блестяще исполнил концерт Глазунова. Поселившись в Соединенных Штатах Америки, Цимбалист занялся интенсивной концертной деятельностью, которая продолжалась почти полвека. В 1934 году он с огромным успехом гастролировал в Советском Союзе. В дальнейшем он трижды посещал нашу страну в качестве члена жюри Международного конкурса скрипачей имени П. И. Чайковского. На протяжении всей своей жизни Цимбалист ведет большую педагогическую работу. Он является профессором, а после ухода в 1938 году И. Гофмана — директором Кёртис-института в Филадельфии. Цимбалист — автор многих музыкальных произведений, в которых выявляется его незаурядное композиторское дарование и высокое профессиональное мастерство. Его перу принадлежат опера «Ландара» (поставлена в 1957 году), музыкальная комедия «Нектар» (1920), симфоническая поэма «Портрет художника», оркестровая «Американская рапсодия», концерт для скрипки с оркестром, струнный квартет, соната, сюита, пьесы для скрипки и фортепиано, песни, ряд обработок для скрипки, среди которых большой популярностью пользуются сюита «Сарасатиана» и фантазия на темы из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова. И. ЯМПОЛЬСКИЙ |