Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
П. ЧАЙКОВСКИЙ
(1840-1893)

СИМФОНИЯ № 6 си минор, соч. 74 «Патетическая»
1. Adagio. Allegro non troppo
2. Allegro con grazia
3. Allegro molto vivace
4. Finale. Adagio lamentoso

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР СССР. Дирижер Е. СВЕТЛАНОВ

«Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей, сочинительской карьеры...» — писал Чайковский вскоре после создания своей Пятой симфонии.
Таким произведением явилась гениальная Шестая симфония. Чайковский писал по этому поводу своему племяннику В. Давыдову, что у него явилась мысль написать программную симфонию, «но с такой программой, которая останется для всех загадкой — пусть догадываются...»
Шестая симфония была закончена в августе 1893 года в Клину и впервые исполнена под управлением автора 16 октября в Петербурге, за девять дней до его смерти.
Содержание симфонии, отчетливо выраженное в музыке, однако не осталось загадкой. С величайшей силой реализма Чайковский воплотил в симфонии душевную драму человека, страстно любящего жизнь, но в своих порывах к счастью наталкивающегося на непреодолимые преграды. Именно эта тема — тема страстной тоски по счастью и непримиримости ко всему, что мешает его достижению — составляет идейную основу многих, наиболее значительных произведений Чайковского.
В отличие от них Шестая симфония заканчивается трагическим финалом: умирает герой, гибнут все его стремления и надежды. «Душевные страдания, замирающее отчаяние, безотрадное грызущее чувство потери всего, чем жил до последней "минуты человек, выражены здесь с силой и пронзительностью потрясающей» — писал известный музыкальный критик В. В. Стасов. Но наряду с отчаянием и грызущим чувством потери, сквозь плач и рыдания музыки финала продолжает звучать также и негодующий голос самой жизни, не идущей ни на какой компромисс со смертью. Поэтому так волнует нас музыка Шестой симфонии. Композитору удалось достичь в этой симфонии необычайной органичности и цельности воплощения идейного замысла. Сам Чайковский ставил Шестую симфонию выше всех других своих сочинений. «Считаю ее, — писал он, — наилучшей и в особенности «наиискреннейшей» изо всех моих вещей. Я ее люблю, как никогда не любил ни одно из других моих музыкальных чад».
Характер и идейный замысел Шестой симфонии ярко выражены уже в первой части симфонии (Adagio. Allegro non troppo). Начало первой части — медленное сумрачное вступление с восходящим мотивом фагота — сразу вводит слушателя в атмосферу психически напряженного звучания.
Широкая певучая мелодия второй темы — одна из самых вдохновенных в творчестве Чайковского. Ее можно было бы назвать условно «темой счастья», или «мечты о счастье», — так сладостен разлитый в ней покой и упоительны взлеты ее чувства.
Но «счастье» длится недолго, и за лирическим подъемом следует быстрый спад; замирают последние отзвуки темы, воцаряется тишина. Затишье перед бурей...
И буря разражается. Точно налетевший шквал один за другим следуют резкие удары всего оркестра (начало разработки).
Вихрем врывается смятенный образ главной темы. Начинается гигантский поединок жизни и смерти. Неумолимо звучит грозная фанфара (нисходящее движение труб) и следующий за ней хорал (три тромбона и туба) на мотив заупокойной молитвы. Душевная драма достигает своего апогея. Звучит потрясающее largamente — трагический диалог струнных и деревянных инструментов с тромбонами и тубой, за которым следует быстрый спад. Как образ дивного виденья вновь появляется вторая лирическая тема (начало фактической репризы), и первая часть симфонии заканчивается скорбно-просветленной кодой.
Вторая часть (Allegro con grazia) — своеобразный лирический вальс, написанный в пятидольном размере. Это, как бы дальнейшее и более полное воплощение того светлого чувства, из столкновения которого с грубой и жестокой действительностью рождается в симфонии ее непримиримый трагический конфликт.
Третья часть (Allegro molto vivace) — монументальное скерцо-марш.
Финал симфонии — скорбное адажио (Adagio lamentoso).
Бросается в глаза родство главной его темы с трагическим образом largamente из первой части.
Как воспоминание о светлых образах в средней части появляется лирическая мелодия с трепетным сопровождением у валторн: безутешное горе уступает место просветленному чувству. Напряженное развитие главной темы завершается цепью хоральных аккордов, исполняемых (как и заупокойная молитва в первой части) тремя тромбонами и тубой.
Последний раздел финала (кода) — безутешное оплакивание угасшей жизни.

© «МЕЛОДИЯ», 1967
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1967 г.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
Типография АЗГ
Зак. 570-O-3420
Арт. 10-9 Цена 1 руб. 45 коп.