Катерина - Элеонора Андреева
Борис Тимофеевич - Э.Булавин
Сергей - Г.Ефимов
Зиновий Борисович - В.Радзиевский
Работник - В.Федоркин
Аксинья - Д.Потаповская
Кучер - В. Штефуца
Задрипанный мужичонка - Л. Елисеев
Дворник - В. Попов
Приказчик - М. Тюремнов
Священник - Е. Максименко
Работники - В. Штефуца и Н. Козлов
Квартальный - В. Генералов
Городовой - К. Могилевский
Учитель - М. Матвеев
Старый каторжник - Г. Дударев
Часовой - Е. Коренев
Сонетка - Н. Исакова
Каторжница - О. Борисова
Унтеры - М. Тюремнов и В. Попов
Хор и оркестр Государственного Московского музыкального театра
имени К. С. Станиславского и Вл. Немировича – Данченко
Дирижер Г. Проваторов
«Катерина Измайлова», либретто А. Прейса и Д. Шостаковича, – вторая опера композитора (первая – «Нос» по
Гоголю), была написана им в 26-летнем возрасте, в 1932 году.
Ее появление сразу же привлекло к себе острое внимание музыкальной и театральной общественности. Оперу почти одновременно поставили Малый оперный театр в Ленинграде (дирижер и художественный руководитель С. Самосуд, постановка Н. Смолича, художник В.Дмитриев; премьера состоялась 22 января 1934 г.) и Музыкальный театр имени В. И. Немировича-Данченко в Москве (дирижер Г. Столяров, режиссура Б.Мордвинова, художник В. Дмитриев, руководитель постановки В. И. Немирович-Данченко; премьера – 24 января того же года). 26 декабря 1935 года состоялась премьера новой постановки «Катерины Измайловой» в филиале Большого театра СССР (дирижер А. Мелик-Пашаев, постановка Н. Смолича, художник В. Дмитриев).
Настоящая запись воспроизводит оперу в авторской редакции 1963 года, в которой она исполняется и сейчас в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (премьера – 8 января, дирижер Г. Проваторов, постановка Л. Михайлова, художник И. Сумбаташвили).
Заново написан симфонический антракт между первыми двумя картинами (на музыкальном материале озорной сцены с Аксиньей); внесены изменения в музыку «сцены обольщения» (третья картина первого действия) и симфонического антракта между седьмой и восьмой картинами. Редакция 1963 года коснулась, главным образом, вокальных партий, их тесситурного облегчения. Руководствуясь, по-видимому, желанием подчеркнуть идею оперы, ее критическую направленность, композитор приписал в хоровую партию каторжан новую дополнительную строку – голос старого каторжанина, вложив в его уста следующие слова: «Ах, отчего это жизнь наша такая темная, страшная? Разве для такой жизни рожден человек!»
Исправлениям подвергся и литературный текст оперы.
С. Шлифштейн
Моно-вариант
Д 013709-16
Компакт-диск
MEL CD 10 02050 (3 CD)