Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Серенада для струнного оркестра до мажор, соч. 48
Итальянское каприччио ля мажор, соч. 45

Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии

================================

Серенада для струнного оркестра по содержанию и характеру музыкальных образов близка симфоническим сюитам композитора.
Мысль о «Серенаде» возникла у Чайковского после окончания Первой сюиты; работать над произведением автор начал на Украине, в Каменке, в августе 1880 года, а в октябре в письме к своему другу, издателю П. И. Юргенсону уже сообщал: "Нечаянно написал серенаду. Высылаю ее тебе послезавтра в виде партитуры и четырехручного переложения".
«Серенада» посвящена другу композитора, инспектору Московской консерватории виолончелисту К. Альбрехту.
Произведение по своему характеру напоминает небольшую симфонию. Это выражается в четырехчастности цикла, в тематическом единстве частей, в углубленном, подлинно симфоническом содержании третьей части и в выборе формы для первой части (сонатина).
Назвав свое новое произведение «Серенадой», Чайковский подчеркнул его связь с традициями инструментальных серенад XVIII века, исполнявшихся небольшими инструментальными ансамблями. Этой связью и обусловлен состав оркестра — только струнной группы, а также светлый, жизнерадостный характер музыки сочинения.
Первая часть — «Пьеса в форме сонатины». Она отличается ясным, светлым характером образов, отсутствием резких эмоционально-тематических контрастов, мягкой нежной звучностью и стройностью формы. Из трех музыкальных тем сонатины особенно выделяется торжественным патетическим характером первая тема (на ее тематическом материале строится медленное вступление и заключение).
"В первой части, - писал Чайковский, - я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца."
Вторая часть — Вальс. Увлекательная, гибкая и свободно льющаяся мелодия окружена подголосками. После кульминации звучность оркестра постепенно слабеет и доходит до пианиссимо.
Третья часть — Элегия. Печально сдержанное медленное вступление напоминает звучание хора. Напевная мелодия второй, более живой темы романсового
характера льется широко и свободно, сплетаясь с другими голосами, образуя диалоги, дуэты.
В заключении при повторном проведении темы вступления возникает новый мрачно-трагический образ: это измененный мотив серенадной темы, звучащей в сочетании со скорбным мотивом, порученным скрипкам.
Четвертая часть — Финал — радостная картина народного праздника. Музыкальное развитие его основано на двух темах: русской плясовой песне «Под яблонькой» и оригинальной лирической мелодии народно-песенного склада. Внезапно праздничное веселье обрывается... Торжественно звучит вступление к первой части "Серенады", как бы связывая и объединяя развитие тематического материала произведения.
Финал завершает плясовой мотив «Под яблонькой».
Впервые "Серенада" была исполнена 16 января 1882 года в Москве в седьмом симфоническом собрании Русского музыкального общества под управлением М. Эрдмансдерфера.
М. Риттих

В декабре 1879 года Чайковский из Парижа приехал в Рим. В Италии он бывал неоднократно и раньше, но в этот приезд ее народ, природа и искусство произвели на него особенно сильное впечатление.
В начале января 1880 года Чайковский задумал новое произведение и "начал делать эскизы итальянской фантазии на народные темы".
Работа композитора над новой пьесой совпала с проведением в Риме традиционного карнавала. "Кипучее веселье римской толпы", настроение праздничности, которым был захвачен Чайковский, несомненно отразилось в музыке Итальянского каприччио (особенно в завершающей огненной тарантелле). 5 февраля 1880 года сочинение было, в основном, закончено. После трехмесячного перерыва, живя на Украине (в Каменке), Чайковский вернулся к нему и 12 мая завершил инструментовку.
Впервые исполненное в Москве 6 декабря 1880 года под управлением Николая Рубинштейна, "Итальянское каприччио" вызвало восторженный прием у публики и через две недели было повторено с таким же успехом. Один из рецензентов, называя "Каприччио" "прелестной пьесой", писал: "Горячая жизнь сверкает и бьется здесь, образуя, как в картине, так называемый "теплый" фон, на котором искрятся и блещут le dolce cancone Италии".
"Итальянское каприччио" до сих пор продолжает оставаться одной из популярнейших оркестровых пьес Чайковского.