6 дней
О сайте9 | Д 026213-4 1969 |
Серенада для струнного оркестра до мажор, соч. 48 Итальянское каприччио ля мажор, соч. 45 Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии ================================ Серенада для струнного оркестра по содержанию и характеру музыкальных образов близка симфоническим сюитам композитора. Мысль о «Серенаде» возникла у Чайковского после окончания Первой сюиты; работать над произведением автор начал на Украине, в Каменке, в августе 1880 года, а в октябре в письме к своему другу, издателю П. И. Юргенсону уже сообщал: "Нечаянно написал серенаду. Высылаю ее тебе послезавтра в виде партитуры и четырехручного переложения". «Серенада» посвящена другу композитора, инспектору Московской консерватории виолончелисту К. Альбрехту. Произведение по своему характеру напоминает небольшую симфонию. Это выражается в четырехчастности цикла, в тематическом единстве частей, в углубленном, подлинно симфоническом содержании третьей части и в выборе формы для первой части (сонатина). Назвав свое новое произведение «Серенадой», Чайковский подчеркнул его связь с традициями инструментальных серенад XVIII века, исполнявшихся небольшими инструментальными ансамблями. Этой связью и обусловлен состав оркестра — только струнной группы, а также светлый, жизнерадостный характер музыки сочинения. Первая часть — «Пьеса в форме сонатины». Она отличается ясным, светлым характером образов, отсутствием резких эмоционально-тематических контрастов, мягкой нежной звучностью и стройностью формы. Из трех музыкальных тем сонатины особенно выделяется торжественным патетическим характером первая тема (на ее тематическом материале строится медленное вступление и заключение). "В первой части, - писал Чайковский, - я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца." Вторая часть — Вальс. Увлекательная, гибкая и свободно льющаяся мелодия окружена подголосками. После кульминации звучность оркестра постепенно слабеет и доходит до пианиссимо. Третья часть — Элегия. Печально сдержанное медленное вступление напоминает звучание хора. Напевная мелодия второй, более живой темы романсового характера льется широко и свободно, сплетаясь с другими голосами, образуя диалоги, дуэты. В заключении при повторном проведении темы вступления возникает новый мрачно-трагический образ: это измененный мотив серенадной темы, звучащей в сочетании со скорбным мотивом, порученным скрипкам. Четвертая часть — Финал — радостная картина народного праздника. Музыкальное развитие его основано на двух темах: русской плясовой песне «Под яблонькой» и оригинальной лирической мелодии народно-песенного склада. Внезапно праздничное веселье обрывается... Торжественно звучит вступление к первой части "Серенады", как бы связывая и объединяя развитие тематического материала произведения. Финал завершает плясовой мотив «Под яблонькой». Впервые "Серенада" была исполнена 16 января 1882 года в Москве в седьмом симфоническом собрании Русского музыкального общества под управлением М. Эрдмансдерфера. М. Риттих В декабре 1879 года Чайковский из Парижа приехал в Рим. В Италии он бывал неоднократно и раньше, но в этот приезд ее народ, природа и искусство произвели на него особенно сильное впечатление. В начале января 1880 года Чайковский задумал новое произведение и "начал делать эскизы итальянской фантазии на народные темы". Работа композитора над новой пьесой совпала с проведением в Риме традиционного карнавала. "Кипучее веселье римской толпы", настроение праздничности, которым был захвачен Чайковский, несомненно отразилось в музыке Итальянского каприччио (особенно в завершающей огненной тарантелле). 5 февраля 1880 года сочинение было, в основном, закончено. После трехмесячного перерыва, живя на Украине (в Каменке), Чайковский вернулся к нему и 12 мая завершил инструментовку. Впервые исполненное в Москве 6 декабря 1880 года под управлением Николая Рубинштейна, "Итальянское каприччио" вызвало восторженный прием у публики и через две недели было повторено с таким же успехом. Один из рецензентов, называя "Каприччио" "прелестной пьесой", писал: "Горячая жизнь сверкает и бьется здесь, образуя, как в картине, так называемый "теплый" фон, на котором искрятся и блещут le dolce cancone Италии". "Итальянское каприччио" до сих пор продолжает оставаться одной из популярнейших оркестровых пьес Чайковского. |
Евгений Александрович Мравинский родился в 1903 г. в Петербурге. Музыкальное образование получил в Ленинградской консерватории, которую окончил в 1930 году по двум специальностям: композиции (у профессора Щербачева) и дирижированию (у профессора Гаука). В 1929 г. Мравинский дебютировал как дирижер в одном из симфонических оркестров Ленинграда, а с 1934 г. Мравинский постоянно работает с Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии. В 1931 году был приглашен в Государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Его первая самостоятельная работа - балет Чайковского "Спящая красавица" с Галиной Улановой в главной роли. К числу наиболее значительных последующих работ Мравинского в театре относятся первая постановка балета Асафьева "Бахчисарайский фонтан" (1934), балет "Щелкунчик" и опера "Мазепа" Чайковского. Первое исполнение Пятой симфонии Шостаковича (1937) явилось одной из вершин творчества Мравинского. Со времени премьеры Пятой симфонии между Евгением Мравинским и Дмитрием Шостаковичем завязалась творческая дружба. Мравинский является первым исполнителем и авторитетным интерпретатором почти всех симфонических произведений выдающегося советского композитора. Мравинский - один из лучших дирижеров, с каким мне приходилось когда-либо встречаться, - писал Шостакович. В 1938 году Мравинский на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве завоевал звание лауреата. В том же году Мравинский стал дирижером и художественным руководителем Симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Гастрольные поездки оркестра в Финляндию, Чехословакию, Германскую Демократическую Республику, США, Федеративную Республику Германии, Австрию и другие страны утвердили репутацию Мравинского как одного из наиболее выдающихся дирижеров современности. В 1954 году ему было присвоено звание народного артиста СССР, а в 1961 году присуждена Ленинская премия. The famous Soviet conductor Yevgeny Aleksandrovich Mravinsky was born in St. Petersburg in 1903. In 1930 he graduated from Leningrad Conservatory where he studied composition under Prof. Shcherbachev and conducting under Prof. Gauk. The year 1929 saw his debut as a conductor with one of Leningrad's symphony orchestras, and ever since 1934 he has been on the symphony orchestra of the Leningrad philharmonic society. In 1931 he was invited to S. M. Kirov Academic Opera and Ballet House, where his first independent production was Tchaikovsky's ballet "The Sleeping Beauty" starring Galina Ulanova in the leading role. Among his other conspicuous works of the later period where the first production of Asafiev's ballet "The Fountain of Bakhchisarai" in 1934, as well as the ballet "Nutcracker" and the opera "Mazepa" by Tchaikovsky. But it was not until 1937 that he rose to the summits of fame for his first conduction of Shostakovich's Fifth Symphony. Since then, Mravinsky and Shostakovich where linked by bonds of creative cooperation. Mravinsky is the first conductor and competent interpreter of nearly all of the symphonic works by the great Soviet composer. "Mravinsky is one of the best conductors I have ever met", Shostakovich wrote. At the 1938 First National Contest of Conductors in Moscow Mravinsky won the title of laureate, and in the same year he became the conductor and art director of the symphony orchestra of the Leningrad philharmonic society. The orchestra's guest performances in Finland, Czechoslovakia, the German Democratic Republic, the USA, the German Federal Republic, Austria and other countries have brought him world fame as one of the greatest contemporary conductors. In 1954 he was awarded the title of People's Artist of the USSR, and in 1961 received the Lenin Prize Award. |