1 сторона
ДЗУКСКИЕ ВАРИАЦИИ, посвящаются 100-летию со дня рождения М К. Чюрлёниса (10.51)
Литовский камерный оркестр
Дирижер С. Сондецкис
Каунасский государственный хор. Дирижер П. Бингялис
Солистка В. Янулявичюте
ЧАСЫ ПРОШЛОГО, квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и гитары
1. Солнечные часы (7.31)
2 сторона
2. Песочные часы (8.27)
Вильнюсский квартет: А. Вайнюнайте, I скрипка, П. Кунца, II скрипка, Д. Каткус, альт, А. Василяускас, виолончель
С. Шилинскас, гитара
МАЛЕНЬКИЙ СПЕКТАКЛЬ для двух фортепиано, двух скрипок и чтеца (15.08)
Текст С. Геды
1. Прелюдия; 2. Монолог; 3. Антракт; 4. Скерцо; 5. Постлюдия
Л. и К. Грибаускасы, фортепиано
Э. Урбонас и Г. Далинкявичюс, скрипка
Н. Гяльжините. чтение
Звукорежиссер В. Бичюнас
Редактор Р. Жальнерюте
Художник М. Мачан
Фотограф Д. Швядас
Композитор Бронюс Кутавичюс родился в 1932 году, в 1964 году закончил Государственную консерваторию Литовской ССР по классу композиции у профессора А. Рачюнаса. Пользуясь различными средствами композиционной техники, он не стремился ни к подчеркнутой современности, ни к тому, чтобы быть примитивно «национальным», если этого не требуют идея и цель произведения. «Как можно больше поисков. Не повторяться. Творчество — это вечный поиск». Эти слова композитора раскрывают сущность его творческого процесса и отлично характеризуют три произведения, записанные на этой пластинке.
«Дзукские вариации» (1974 г.) для камерного оркестра, хора и солистки посвящены столетию со дня рождения М. К. Чюрлениса. В 1975 году журнал «Културос барай» наградил это произведение премией в качестве одного из лучших сочинений памяти Чюрлёниса. Оно исполнялось в братских республиках и за рубежом. Основная тема, почерпнутая из литовской народной песни «Заря-зоренька занималась», дана в тройной интерпретации: певица соло, оркестр и хор. Весь тематический материал ясен и строго очерчен. Пользуясь, по существу, лишь одной мелодией и струнными инструментами, композитор создал очень эмоциональное и красочное произведение.
Тонкие нюансы настроений, которые каждый раз по-разному окрашивают народную песню — то печально, то пасторально, то горько и тоскливо, — подчеркнуты ритмом, паузами, динамикой, тембровыми свойствами струнных. В финале вариаций контрапунктически соединенные темы песен «Бегите, покосы» и «Заря-зоренька занималась» звучат как гимн великому литовскому художнику и взрастившей его земле Дзукии.
Квинтет «Часы прошлого» для струнного квартета и гитары — эмоциональная, красочная музыка. Две части, «Солнечные часы» и «Песочные часы», представляют собой контраст между стабильностью и движением. Первая часть — фуга, отличающаяся интонационным, ритмическим и тембровым богатством. Вторая часть впечатляет звуковым разнообразием.
В «Маленьком спектакле» (1975 г.) для двух фортепиано, двух скрипок и чтеца, основные идеи и эмоции сконцентрированы в партии чтеца. Инструментальный состав исполняет в основном функцию фона, сопровождения. Синтез театральности и музыки воздействовал на форму произведения в целом. Она допускает двойную трактовку: пять частей, как в вокальном цикле, или два небольших действия с антрактом, как в драматическом спектакле. Главная идея сочинения — человек и природа. В первой части, Прелюдии, в партии чтицы ощутима тенденция к мелодизации речи. Вторая часть. Монолог, несмотря на указание ритма и интонационную ясность, производит впечатление не музыкального, а драматического монолога. Третья часть, Антракт, — целиком инструментальная. Это передышка перед четвертой частью, Скерцо, — взволнованной драматической кульминацией всего цикла, где партия чтеца базируется на ритмической декламации. Пятая часть Постлюдия, — реприза, обобщение и развязка произведения
С: Пуйдокене