Марш (букв. - шествие, движение вперед) сформировался как жанр военной музыки в эпоху позднего средневековья на основе походной песни, военных сигналов, некоторых форм танцевальной музыки. Вскоре для исполнения маршевой музыки были созданы и целые военныеинструментальные капеллы из деревянных и медных инструментов, пополненные в конце XVIII века ударными инструментами их так называемой янычарной музыки. История русской военно-духовной музыки восходит к Киевской Руси. О духовных инструментах упоминается в`Слове о полку Игореве`. Организующие, воодушевляющие свойства военно-духовной музыки отмечались многими военачальниками. А.В.Суворов писал, что `музыка удваивает, утраивает армию`. В России марш вошел в репертуар военных оркестров в начале XVIII века. Вскоре в русской армии каждому полку был присвоен марш, являющийся его своеобразной музыкальной эмблемой. Многие полковые и строевые марши вошли в историю под названием своих частей: `Марш Преображенского полка`, `Марш Семеновского полка`, `Марш Измайловского полка` и др. Духовная музыка и в военное, и в мирное время играла важную роль в жизни русского общества. Недаром упоминания о ней так часто встречаются в литературных произведениях.
Музыку для духовного оркестра писали П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, Д.Бортнинский, А.Рубинштейн. И в более позднее время многие композиторы писали марши. К этому жанру обращались И.Дунаевский, А.Хачатурян, Г.Свиридов, В.Соловьев-Седой, С.Чернецкей - военный дирижер, композитор и педагог, организатор и руководитель первых советский военных оркестров, в том числе Первого отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР, написавший около ста маршей, и многие другие.