I сторона (23.21)
1. Пролог „Большая река"
2. На причале
3. Виктор и Валентина
4. Валентина
5. Вальс
6. Танец Виктора
7. Финал
II сторона
8.Лирическая сцена Валентины и Сергея
9. Монолог Виктора
10. Тревога
11. Массовый танец
12. Воспоминание о Сергее
13. Виктор с девчатами
14. Финал балета
Оркестр Большого театра СССР Дирижер АЛЬГИС ЖЮРАЙТИС
Звукорежиссер Э. Шахназарян. Редактор Л. Абелян
„Ангара" — первый балет известного советского композитора Андрея Эшпая. Композитор много лет мечтал о создании балета и в конце 1973 года начал писать балет „Ангара" по пьесе Арбузова „Иркутская история", хорошо знакомой любителям театра и с успехом поставленной на многих советских и зарубежных сценах. Балет А. Эшпая увидел свет весной 1976 года в Большом театре Союза ССР; сценарий и постановка Юрия Григоровича. Два крупных и самобытных художника, сохранив основу пьесы, создали оригинальное, во многом новаторское произведение искусства. Это драма сильных характеров и острых конфликтов; она рассказывает о наших современниках, молодых строителях Сибири, о становлении в трудных условиях высоких нравственных идеалов.
Главная героиня балета Валентина — натура поэтическая, тонкая; у нее несколько идеальные представления о жизни, но, встретившись с настоящим чувством, она окончательно формируется как личность, обнаруживая и силу характера, и мужество. В противопоставлении Виктора и Сергея утверждается мысль о подлинных и мнимых ценностях. Сергей — человек незаурядный, способный и на подвиг, и на яркое чувство; его нравственное влияние на окружающих так велико, что продолжается даже после его смерти — героической и прекрасной. Виктор же, несмотря на свое жизнелюбие и беспечность, в сущности, всегда несчастлив: легкое отношение и к жизни, и к любви приводит его к душевной опустошенности, хотя в конце концов и он прозревает.
Итак, классический „треугольник" и драма, события которой развиваются на огромной сибирской реке. Нельзя не упомянуть здесь о четвертом главном герое музыкального повествования — об Ангаре. Река в балете — образ почти одушевленный, с ней связаны символы и трудового созидания, и любви. В ней воплотилась близкая всему творчеству Эшпая тема взаимодействия человека и природы.
Герои балета наделены яркими музыкальными характеристиками. Несколько лирических тем у главной героини; первая звучит уже в Прологе. Основная тема Виктора (с характерной синкопой) появляется неоднократно и претерпевает меньшие изменения, чем темы других персонажей балета. Глубоко нравственный облик Сергея раскрывается в темах-монологах, размышлениях, полных то спокойной сосредоточенности, то радости, то отчаяния, но всегда исполненных благородства. Ангара, часто меняющаяся, освещена по-разному. В прологе звучит одна из ее пейзажных тем; иной предстает река — грозная и бунтующая — во время поединка с человеком в кульминации балета. Свою лейттему имеют и молодые строители. Упругий ритм, пентатоника, опора на уменьшенные интервалы — все это характерно для многих оркестровых тем Эшпая, по своему эмоциональному наполнению близких данной и также воплощающих образы созидания.
Музыкальная драматургия балета многосоставна и насыщена острыми столкновениями. Принципы развития музыкального материала соответствуют законам драматического симфонизма. Здесь имеются продолжительные нарастания — и внезапные „срывы", контрастная музыкально-сценическая полифония, широко разработанная система рельефных, претерпевающих большое развитие тематических характеристик. Генеральная кульминация — в финале произведения.
„Ангара" Эшпая — крупное явление в истории советского балетного театра. Романтически-возвышенное, остросовременное по языку произведение о молодых строителях-сибиряках воспринимается как поэтический рассказ о юности, ее высоких помыслах и нравственной силе.
А. Богданова
Апрелевский завод, экспортное издание