1 день
О сайте9 4 | С10—11949-50 1979 |
I сторона (23.21) 1. Пролог „Большая река" 2. На причале 3. Виктор и Валентина 4. Валентина 5. Вальс 6. Танец Виктора 7. Финал II сторона 8.Лирическая сцена Валентины и Сергея 9. Монолог Виктора 10. Тревога 11. Массовый танец 12. Воспоминание о Сергее 13. Виктор с девчатами 14. Финал балета Оркестр Большого театра СССР Дирижер АЛЬГИС ЖЮРАЙТИС Звукорежиссер Э. Шахназарян. Редактор Л. Абелян „Ангара" — первый балет известного советского композитора Андрея Эшпая. Композитор много лет мечтал о создании балета и в конце 1973 года начал писать балет „Ангара" по пьесе Арбузова „Иркутская история", хорошо знакомой любителям театра и с успехом поставленной на многих советских и зарубежных сценах. Балет А. Эшпая увидел свет весной 1976 года в Большом театре Союза ССР; сценарий и постановка Юрия Григоровича. Два крупных и самобытных художника, сохранив основу пьесы, создали оригинальное, во многом новаторское произведение искусства. Это драма сильных характеров и острых конфликтов; она рассказывает о наших современниках, молодых строителях Сибири, о становлении в трудных условиях высоких нравственных идеалов. Главная героиня балета Валентина — натура поэтическая, тонкая; у нее несколько идеальные представления о жизни, но, встретившись с настоящим чувством, она окончательно формируется как личность, обнаруживая и силу характера, и мужество. В противопоставлении Виктора и Сергея утверждается мысль о подлинных и мнимых ценностях. Сергей — человек незаурядный, способный и на подвиг, и на яркое чувство; его нравственное влияние на окружающих так велико, что продолжается даже после его смерти — героической и прекрасной. Виктор же, несмотря на свое жизнелюбие и беспечность, в сущности, всегда несчастлив: легкое отношение и к жизни, и к любви приводит его к душевной опустошенности, хотя в конце концов и он прозревает. Итак, классический „треугольник" и драма, события которой развиваются на огромной сибирской реке. Нельзя не упомянуть здесь о четвертом главном герое музыкального повествования — об Ангаре. Река в балете — образ почти одушевленный, с ней связаны символы и трудового созидания, и любви. В ней воплотилась близкая всему творчеству Эшпая тема взаимодействия человека и природы. Герои балета наделены яркими музыкальными характеристиками. Несколько лирических тем у главной героини; первая звучит уже в Прологе. Основная тема Виктора (с характерной синкопой) появляется неоднократно и претерпевает меньшие изменения, чем темы других персонажей балета. Глубоко нравственный облик Сергея раскрывается в темах-монологах, размышлениях, полных то спокойной сосредоточенности, то радости, то отчаяния, но всегда исполненных благородства. Ангара, часто меняющаяся, освещена по-разному. В прологе звучит одна из ее пейзажных тем; иной предстает река — грозная и бунтующая — во время поединка с человеком в кульминации балета. Свою лейттему имеют и молодые строители. Упругий ритм, пентатоника, опора на уменьшенные интервалы — все это характерно для многих оркестровых тем Эшпая, по своему эмоциональному наполнению близких данной и также воплощающих образы созидания. Музыкальная драматургия балета многосоставна и насыщена острыми столкновениями. Принципы развития музыкального материала соответствуют законам драматического симфонизма. Здесь имеются продолжительные нарастания — и внезапные „срывы", контрастная музыкально-сценическая полифония, широко разработанная система рельефных, претерпевающих большое развитие тематических характеристик. Генеральная кульминация — в финале произведения. „Ангара" Эшпая — крупное явление в истории советского балетного театра. Романтически-возвышенное, остросовременное по языку произведение о молодых строителях-сибиряках воспринимается как поэтический рассказ о юности, ее высоких помыслах и нравственной силе. А. Богданова Апрелевский завод, экспортное издание |