Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Романс Антониды («Иван Сусанин») (М. Глинка)
Колыбельная Дамаянти («Наль и Дамаянти») (А. Аренский)
Две арии Снегурочки («Снегурочка») (Н. Римский-Корсаков)
Колыбельная Волховы («Садко») (Н. Римский-Корсаков)
Забыть так скоро (П. Чайковский)
Ария Тамары («Демон») (А. Рубинштейн)
Соловей (А. Алябьев)
Ария Царицы ночи («Волшебная флейта») (В. Моцарт)
Ария Маргариты («Гугеноты») (Дж. Мейербер)
Ариетта Джульетты («Ромео и Джульетта») (Ш. Гуно)
Легенда Лакме («Лакме») (Л. Делиб)
Молви – (Л. Ардити)
Речитатив и ария Церлины («Фра-Дьяволо») (Д. Обер)
Ласточка (К. Дель-Акуа)

Записи 1905—1912 гг.

Это была одна из самых замечательных русских певиц, слава и гордость нашего искусства. Ее голос удивительного тембра, звенящий как серебро, привлекал к себе внимание еще на ученических спектаклях Московской консерватории, и уже тогда ей прочили мировую славу. Композитор А. Скрябин всегда просил сообщать ему, когда будет петь ученица Нежданова.
С. В. Рахманинов специально для нее написал партию Франчески в опере «Франческа да Римини» и посвятил ей свой Вокализ. Когда певица посетовала, что в этом произведении нет слов, композитор ответил: «Зачем слова, когда Вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».
Антонина Васильевна с детства любила петь и слушать украинские песни, звучавшие в ее родных местах неподалеку от Одессы, где она родилась и выросла. Отец ее был учителем, и девушка по окончании гимназии тоже стала работать учительницей. Серьезно учиться пению Нежданова начала довольно поздно, двадцати пяти лет поступив в Московскую консерваторию.
Лирико-колоратурное сопрано — голос легкий, он должен быть очень подвижным и преодолевать немало технических трудностей. Молодая певица непрестанно совершенствовала его. У нее не было ни каникул, ни праздников. Она занималась со своим профессором У. Мазетти ежедневно: утром и вечером. Но и это казалось ей недостаточным. Нежданова принадлежала к той плеяде русских оперных певцов, которые стремились создать сценический образ, характер, сыграть свою музыкальную роль так, как играют на сцене драматические актеры. Поэтому она обращалась за советами к К. Станиславскому, Л. Сулержицкому, к великой русской актрисе М. Ермоловой, что помогало ей глубже проникать во внутренний мир героинь, которых она воплощала на сцене. Правдивость, искренность, простота были свойственны ей, когда она пела партию Антониды в «Иване Сусанине» М. Глинки или Людмилы в «Руслане и Людмиле». Бездушный блеск умела она придать своему теплому голосу, являясь на сцене в образе недобрых волшебниц — Царицы Ночи в опере В. Моцарта «Волшебная флейта» или Шемаханской царицы в «Золотом петушке» Н. Римского-Корсакова. Колокольчиком звенел ее голос, когда она пела хрупкую Снегурочку в опере Н. Римского-Корсакова или Лакме в опере Л. Делиба.
Антонина Васильевна была достойной партнершей Ф. Шаляпина и Л. Собинова. С Собиновым ей часто приходилось петь в «Травиате» Дж. Верди, в «Вертере» Ж. Массне, в «Ромео и Джульетте» Ш. Гуно и в «Лоэнгрине» Р. Вагнера. Голоса их хорошо сливались; как артисты они отлично понимали друг друга, и их совместные выступления превращали спектакль в праздник искусства.
Творчество Неждановой связано с Большим театром. Она выступала и в Париже, в Гранд опера. В репертуаре ее было тридцать семь оперных партий и
огромное количество романсов и песен, исполнявшихся ею в концертах.
Когда отмечалось тридцатилетие ее сценической деятельности, К. Станиславский написал ей письмо: «Дорогая, чудесная, удивительная Антонина Васильевна! (...) Знаете ли чем Вы прекрасны и почему Вы гармоничны? Потому что в Вас соединились: серебристый голос удивительной красоты, талант, музыкальность, совершенство техники с вечно молодой, чистой, свежей и подчас наивной душой. Она звенит, как Ваш голос. Что может быть прекраснее, обаятельнее и неотразимее блестящих природных данных в соединении с совершенством искусства! Последнее Вам стоило огромных трудов всей Вашей жизни. Но мы этого не знаем, когда Вы поражаете нас легкостью техники, подчас доведенной до шалости. Искусство и техника стали Вашей второй органической природой. Вы, как птица, поете, потому что Вам надо петь, что Вы не можете не петь, и Вы одна из тех немногих, которые будут превосходно петь до конца Ваших дней, потому что Вы для этого рождены на свет».
В 1918 году Нежданову слушал Ленин. «Я никогда не забуду слов Владимира Ильича, сравнившего мой голос с необыкновенным музыкальным инструментом», — вспоминала впоследствии Антонина Васильевна.
Покинув сцену, народная артистка СССР еще долго пела по радио. С 1936 года она начала педагогическую работу. Профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения, до самой смерти Нежданова продолжала служить искусству.