С. С. ПРОКОФЬЕВ
СЕРГЕЙ Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших художников современности, смелый новатор, не признававший проторенных дорог в искусстве. Он родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка, Екатеринославской губернии (теперь Днепропетровская обл.). С восьми лет он уже начал сочинять музыку, с 1902 года его музыкальным учителем стал молодой композитор Р. М. Глиэр. В 1904 году Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, которую закончил как композитор, пианист и дирижер. В 1910 году Прокофьев впервые выступил в симфоническом концерте как дирижер собственного произведения. В 1912 году в авторском исполнении впервые прозвучал его Первый концерт для фортепьяно. Вскоре появляются Токката для фортепьяно, поразившая слушателей смелостью гармонического стиля и бурной стремительностью ритмов. Вторая фортепьянная соната, Баллада для виолончели и фортепьяно, Второй концерт для фортепьяно.
После ряда сочинений, отчасти весьма спорных, в которых молодой композитор настойчиво искал свой, оригинальный музыкальный язык, индивидуальные формы воплощения содержания, в 1917 году он создал «Классическую симфонию» — произведение, задуманное в стиле венских классиков—Гайдна и Моцарта, — ясное, жизнерадостное. В это же время создавались Третья и Четвертая фортепьянные сонаты, Концерт для скрипки с оркестром.
Весной 1918 года с разрешения Нарком проса РСФСР Прокофьев-отправился в заграничную командировку, которая затянулась на много лет. В первые годы пребывания за границей Прокофьев написал такие произведения, как чудесные в своей поэтичности фортепьянные пьесы «Сказки старой бабушки», динамичная и остроумная опера «Любовь к трем апельсинам», Третий концерт для фортепьяно с его сердечной, истинно русской лирикой, добродушно гротескной сказочностью, волевой мощью. Но позднее, с 1924 года, появляется ряд неудачных произведений, созданных под влиянием модернистических течений Запада.
В 1933 году Прокофьев вернулся в Советский Союз. Начался самый плодотворный период его творчества. Одно за другим появляются произведения различных жанров: музыка к кинофильму «Александр Невский», впоследствии послужившая основой для одноименной кантаты; балет «Ромео и Джульетта», сюиты из которого пользуются
большой популярностью на симфонической эстраде, а балет заслуженно вошел в сокровищницу мирового искусства; опера «Семен Котко», повествующая о событиях эпохи гражданской войны; комическая опера «Дуэнья» («Обручение в монастыре»), Второй скрипичный концерт, разнообразные пьесы для детей, в которых проявились меткость наблюдений, человечность.
Новый важный этап в творческой биографии Прокофьева начался в период Великой Отечественной войны. Подобно всем советским художникам, он стремился посвятить свой талант общему делу обороны страны. Появляются боевые песни и марши. Возникает замысел оперы «Война и мир» по роману Л. Толстого, который получил полное завершение лишь много лет спустя. Композитор считал, что в эти грозные дни страницы толстовской эпопеи стали особенно близки советским людям. Одновременно с работой над оперой композитор создал Седьмую и Восьмую фортепьянные сонаты, Сонату для флейты, Второй квартет.
13 января 1945 года состоялся отчетный авторский концерт Прокофьева. Впервые исполнялась Пятая симфония — одно из значительнейших явлений русского советского симфонизма, широкое лиро-эпическое полотно. «Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа», — писал композитор. Вскоре он создал оперу «Повесть о настоящем человеке» и Шестую симфонию...
Последнее пятилетие жизни Прокофьева после Постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 года полно новых плодотворных исканий. Оратория «На страже мира» прозвучала как страстный призыв к защите мира и счастья народов. В балете «Сказ о каменном цветке» он воспел красоту творческого труда, для детей создал сюиту «Зимний костер». Среди произведений этого периода выделяются Симфония-концерт для виолончели с оркестром и Седьмая симфония, чарующая богатством мелодии, жизненностью и яркостью образов, неисчерпаемостью фантазии.
Прокофьев умер 5 марта 1953 года в разгар напряженной работы над балетом «Сказ о каменном цветке».
Музыка Прокофьева будет жить и радовать людей многие-многие годы. Творческим наследием великого художника по праву гордится советская культура.