Михаил Жора (р. 1891 г.) — один из наиболее значительных композиторов Социалистической Республики Румынии. Его первые сочинения относятся к 1914 году—пять циклов песен и Сюита ре минор для оркестра, удостоенные премии Энеску. В годы Первой мировой войны М. Жора был призван в армию, участвовал в боях, был ранен. В годы войны им написана Сюита для скрипки и фортепиано.
В 1920—1924 годах композитор сочинил симфоническую поэму и Сюиту «Молдавские пейзажи», ставшую одним из популярнейших произведений румынской музыки. М. Жора является основоположником современного румынского балета. Наиболее значительные среди балетов, созданных композитором — «Демуазела Мариуца» (1940 г.), «Старый двор» (1948 г.), «Когда созревает виноград» (1953 г.).
М. Жора — автор более ста произведений для голоса и фортепиано. Наиболее популярные среди фортепианных произведений—Соната (1942 г.), Вариации и фуга на темы Шумана (1943 г.), Три сборника фортепианных пьес для молодежи (1948, 1959 и 1963 гг.), 13 прелюдий для фортепиано (1960 г.).
М. Жора — профессор Консерватории в Бухаресте. Среди современных румынских композиторов много его учеников.
Балет «Retour des profondeurs» («Возвращение из морских глубин») закончен в 1961 году. Либретто балета написано по мотивам одноименной поэмы Марианна Думитреску, в основу которой положена народная рыбацкая легенда Добруджской области.
По традиции рыбаков этой области в день свадьбы жених и невеста, после бракосочетания, отправляются на лодке в свадебную морскую прогулку. Но на этот раз молодых настигает шторм и жених возвращается домой в одиночестве— невесту забрала морская пучина. Каждый год в день свадьбы образ погибшей поднимается из морских глубин.
В музыке балета широко использованы народные танцы Добруджи. В Первой сюите использованы танцы из второго акта балета (сцена свадьбы). В нее входят: детский танец, танцы девушек, танцы юношей, комический танец стариков, исполняющийся в честь новобрачных. Финальный комический танец Сюиты основан на специфических многообразных ритмах национальных танцев Добруджи.
• • •
Четырехчастный Дивертисмент Думитру Капояну (р. 1929 г.) привлекает тонкой трактовкой выразительного тематического материала, построенного на мотивах народных рождественских колядок. Здесь соседствуют эпизоды песенного и плясового характера, создающие в целом изящные зарисовки народного быта. Инструментовка изобретательно соединяет характерные тембры кларнетов (из них один — басовый) со звучанием струнных.
Первая часть Дивертисмента—«Модерато», вторая часть—«Аллегро», третья — «Адажио», четвертая — «Аллегретто».
Дивертисмент Д. Капояну закончен в 1956 году. В Москве на Всемирном фестивале молодежи Дивертисмент был удостоен бронзовой медали. Это произведение отмечено также на Национальном конкурсе.
* * *
Среди произведений П. Бентою (р. 1927 г.) широкое признание получили — Струнный квартет (1953 г.), Концерт для фортепиано с оркестром (1954 г.), «Арделянская сюита» для оркестра, Симфоническая поэма «Лучафэрул» («Утренняя звезда»), посвященная Д. Энеску (1957 г.), Концерт для скрипки с оркестром (1958 г.).
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром закончен в 1960 году. Он состоит из четырех частей, исполняющихся без перерыва. Автор задумал его как большую сонату, в которой первая часть играет роль экспозиции, во второй и третьей—основные темы получают свое развитие, и финал возвращает к материалам экспозиции. Концерт, свежий по языку, изобилует интересными тембровыми находками, оригинальными виртуозными приемами в партии солиста.
Концерт начинается широкой мелодической фразой фортепиано. Тема приобретает новую выразительность в изложении оркестра. Побочная партия носит танцевальный характер. Далее следует полная воодушевления кода.
Во второй части (скерцо) использованы элементы побочной партии из первой части. Следует диалог между кларнетом и остальными духовыми инструментами. Музыка приобретает напряженный характер, когда вступают струнные и фортепиано.
Следующая часть поручена полностью фортепиано. Лишь в конце к нему присоединяются скрипка и виолончель. Эта часть, написанная в более медленном ритме, носит лирический характер.
Финал возвращает слушателя к основным темам первой части, обобщая музыкальное содержание всего произведения.
Румынская рапсодия Дж. Энеску (1881—1955) — увлекательное темпераментное сочинение, построенное на виртуозной разработке румынского музыкального фольклора. Она захватывает красотой самобытных мелодий, блеском инструментального наряда.