Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий Отар Васильевич Тактакишвили является одним из наиболее видных представителей советского музыкального искусства. Его композиторская, исполнительская и общественная деятельность вот уже тридцать лет связана с развитием советской музыки. Концертмейстер, хормейстер и дирижер Государственной хоровой капеллы Грузинской ССР, профессор и ректор Тбилисской консерватории, секретарь Союза композиторов СССР и министр культуры Грузии — таковы вехи музыкально-общественной деятельности О. Тактакишвили. Композитор пользуется заслуженным международным авторитетом: в течение ряда лет он выполняет обязанности члена Президиума Международного музыкального совета при ЮНЕСКО.
Сочинения О. Тактакишвили давно вошли в музыкальную жизнь современности: заняли прочные места в концертном репертуаре, программах учебных заведений, обогатились интерпретациями выдающихся исполнителей. Высокий профессиональный уровень и широта кругозора композитора позволили ему проявить себя во многих жанрах и формах музыки — его перу принадлежат симфонии, оперы, симфонические поэмы, оратории и кантаты, инструментальные концерты, сольные и хоровые сочинения, музыка к кинофильмам и спектаклям.

Эти произведения отличает новаторское претворение традиций многовекового прошлого в русле традиций XX века; при этом они органически связаны с древним и самобытным фольклором Грузии.
Центральная творческая тема композитора — тема созидания, величие исторического пути, пройденного народом, пафос социальных преобразований в нашей стране.
Скрипичный концерт фа минор относится к важнейшим инструментальным сочинениям Тактакишвили. Написанный в 1976 году, он некоторыми стилевыми особенностями перекликается с оперой «Похищение луны», созданной примерно в тот же период творчества композитора. Концерт состоит из четырех частей, приближаясь по форме к симфонии.
Основная черта Концерта — напевность. Тематическая основа произведения — протяженные мелодии то лирического, то лирико-драматического характера. Скрипка трактована, в первую очередь, как «поющий» инструмент, по вместе с тем здесь широко продемонстрированы и ее виртуозные возможности, порой вызывая в памяти характерные жанровые образы грузинской народной музыки. Оркестровка сочетает в себе предельную строгость с необычайной выразительностью.
Взволнованно-повествовательная главная тема первой части контрастирует с лирически-одухотворенной, поэтичной побочной партией. Во всей части господствуют углубленно-задумчивые, сдержанные тона.
Вторая часть, скерцо, несмотря на виртуозность изложения, носит мечтательный лирический характер. «Мерцающее» звучание солирующей скрипки перебивается то задорными «посвистами» малой флейты, то широкой мелодией виолончелей.
Третья часть написана в форме свободной поэмы. Музыка ее, светлая и поэтическая, построена на протяженном мелодическом развитии, в котором слышатся строгие хоральные черты старинных грузинских песнопений.
Финал — наиболее конфликтная часть сочинения — начинается с проникновенной лирической мелодии, которая затем прерывается затаенно-грозной и напряженной музыкой. В каденции снова проходят образы всего произведения, заканчивающегося развернутой драматически-приподнятой кодой.
Первый фортепианный концерт, написанный в 1950 году,— одно из ранних сочинений Тактакишвили, в котором тем не менее достаточно полно выявлены характерные черты стиля композитора.
Суровая мелодия вступления, открывающего первую часть, в дальнейшем проходит и в других частях цикла. В сонатном аллегро драматической главной теме отвечает светлая и напевная побочная партия.
Вторая часть, жанровое задорное скерцо, построена на народной мелодии «Идет девица по воду», фигурирующей в качестве второй темы.
Третья часть соединяет в себе суровый напев струнных, проникновенную основную тему, изложенную солистом, и реминисценцию музыки первой части.
Виртуозный финал начинается с преображенной мелодии вступления из первой части, за которой звучит тема с вариациями, носящими самый разнообразный характер: здесь и шуточные, и праздничные, и лирические, и активно-напористые. Концерт завершается блестящей и яркой кодой.
* * *
Лиана Исакадзе родилась в Тбилиси. Там же училась в Центральной музыкальной школе имени З. Палиашвили у профессора Л. Шицкашвили.
В 1961 году скрипачка приняла участие во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и была удостоена второй премии. С 1963 года Лиана Исакадзе продолжила образование в Московской консерватории под руководством профессора Д. Ф. Ойстраха.
Летом 1965 года Лиане Исакадзе была присуждена первая премия на Международном конкурсе скрипачей имени Жака Тибо в Париже, а в 1970 году скрипачка завоевала третью премию на IV Международном конкурсе имени Чайковского в Москве и первую премию на Международном конкурсе имени Сибелиуса в Хельсинки.
Скрипачка ведет широкую концертную деятельность, с неизменным успехом выступая в СССР и за рубежом — во Франции, Японии, Югославии, Италии, ГДР, ФРГ, Румынии, Нидерландах. Рецензенты отмечают необычайную музыкальность артистки, свежесть интерпретаций в сочетании с серьезностью исполнительских замыслов и благородством вкуса.
* * *
В отзывах об исполнительском мастерстве молодой талантливой пианистки Марины Мдивани часто говорится о самых характерных особенностях ее творческой индивидуальности — о тонком вкусе, ослепительной технике и глубоком проникновении в сущность музыкального произведения.
В 1944 году Марина Мдивани, будучи восьмилетней девочкой, начала заниматься музыкой в Центральной музыкальной школе в своем родном городе Тбилиси. Через несколько лет она уже выступала с Государственным симфоническим оркестром Грузии.
С 1955 года Мдивани занимается в Московской консерватории в классе прославленного советского пианиста и педагога Эмиля Гилельса.
На конкурсе Всесоюзного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году Марина Мдивани завоевывает золотую медаль. В 1960 году она с отличием оканчивает консерваторию и ее зачисляют в аспирантуру для совершенствования мастерства. На Девятом конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже молодая пианистка была удостоена Первого Большого приза. II Международный конкурс имени Чайковского в Москве принес Марине Мдивани звание лауреата.
Окончив аспирантуру, Мдивани целиком посвящает себя концертной деятельности. Она выступает в крупнейших городах Советского Союза, много гастролирует за рубежом — во Франции, в Марокко, Венгрии, Чехословакии, Канаде, США, на Ямайке.
Советская и зарубежная пресса свидетельствует об огромном успехе выступлений Марины Мдивани.

На лицевой стороне конверта: К. Э. Гурули. Декоративное панно. Чеканка