2 дня
О сайте16 1 | С10—10115-16 1978 |
I сторона КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ ФА МИНОР 1. Andante. Allegro moderate (10.00) 2. Presto leggiero (2.57) 3. Moderate cantabile (7.40) 4. Финал. Allegro (10.23) II сторона КОНЦЕРТ № 1 ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ ДО МИНОР 1. Allegro (10.25) 2. Скерцо (3.21) 3. Andante, 4. Финал. Allegro rnolto (15.35) ЛИАНА ИСАКАДЗЕ, скрипка (1) МАРИНА МДИВАНИ, фортепиано (2) Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижер ОТАР ТАКТАКИШВИЛИ Звукорежиссеры: С. Пазухин (1), А. Юнк (2). Редактор И. Чумакова |
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий Отар Васильевич Тактакишвили является одним из наиболее видных представителей советского музыкального искусства. Его композиторская, исполнительская и общественная деятельность вот уже тридцать лет связана с развитием советской музыки. Концертмейстер, хормейстер и дирижер Государственной хоровой капеллы Грузинской ССР, профессор и ректор Тбилисской консерватории, секретарь Союза композиторов СССР и министр культуры Грузии — таковы вехи музыкально-общественной деятельности О. Тактакишвили. Композитор пользуется заслуженным международным авторитетом: в течение ряда лет он выполняет обязанности члена Президиума Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Сочинения О. Тактакишвили давно вошли в музыкальную жизнь современности: заняли прочные места в концертном репертуаре, программах учебных заведений, обогатились интерпретациями выдающихся исполнителей. Высокий профессиональный уровень и широта кругозора композитора позволили ему проявить себя во многих жанрах и формах музыки — его перу принадлежат симфонии, оперы, симфонические поэмы, оратории и кантаты, инструментальные концерты, сольные и хоровые сочинения, музыка к кинофильмам и спектаклям. Эти произведения отличает новаторское претворение традиций многовекового прошлого в русле традиций XX века; при этом они органически связаны с древним и самобытным фольклором Грузии. Центральная творческая тема композитора — тема созидания, величие исторического пути, пройденного народом, пафос социальных преобразований в нашей стране. Скрипичный концерт фа минор относится к важнейшим инструментальным сочинениям Тактакишвили. Написанный в 1976 году, он некоторыми стилевыми особенностями перекликается с оперой «Похищение луны», созданной примерно в тот же период творчества композитора. Концерт состоит из четырех частей, приближаясь по форме к симфонии. Основная черта Концерта — напевность. Тематическая основа произведения — протяженные мелодии то лирического, то лирико-драматического характера. Скрипка трактована, в первую очередь, как «поющий» инструмент, по вместе с тем здесь широко продемонстрированы и ее виртуозные возможности, порой вызывая в памяти характерные жанровые образы грузинской народной музыки. Оркестровка сочетает в себе предельную строгость с необычайной выразительностью. Взволнованно-повествовательная главная тема первой части контрастирует с лирически-одухотворенной, поэтичной побочной партией. Во всей части господствуют углубленно-задумчивые, сдержанные тона. Вторая часть, скерцо, несмотря на виртуозность изложения, носит мечтательный лирический характер. «Мерцающее» звучание солирующей скрипки перебивается то задорными «посвистами» малой флейты, то широкой мелодией виолончелей. Третья часть написана в форме свободной поэмы. Музыка ее, светлая и поэтическая, построена на протяженном мелодическом развитии, в котором слышатся строгие хоральные черты старинных грузинских песнопений. Финал — наиболее конфликтная часть сочинения — начинается с проникновенной лирической мелодии, которая затем прерывается затаенно-грозной и напряженной музыкой. В каденции снова проходят образы всего произведения, заканчивающегося развернутой драматически-приподнятой кодой. Первый фортепианный концерт, написанный в 1950 году,— одно из ранних сочинений Тактакишвили, в котором тем не менее достаточно полно выявлены характерные черты стиля композитора. Суровая мелодия вступления, открывающего первую часть, в дальнейшем проходит и в других частях цикла. В сонатном аллегро драматической главной теме отвечает светлая и напевная побочная партия. Вторая часть, жанровое задорное скерцо, построена на народной мелодии «Идет девица по воду», фигурирующей в качестве второй темы. Третья часть соединяет в себе суровый напев струнных, проникновенную основную тему, изложенную солистом, и реминисценцию музыки первой части. Виртуозный финал начинается с преображенной мелодии вступления из первой части, за которой звучит тема с вариациями, носящими самый разнообразный характер: здесь и шуточные, и праздничные, и лирические, и активно-напористые. Концерт завершается блестящей и яркой кодой. * * * Лиана Исакадзе родилась в Тбилиси. Там же училась в Центральной музыкальной школе имени З. Палиашвили у профессора Л. Шицкашвили. В 1961 году скрипачка приняла участие во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и была удостоена второй премии. С 1963 года Лиана Исакадзе продолжила образование в Московской консерватории под руководством профессора Д. Ф. Ойстраха. Летом 1965 года Лиане Исакадзе была присуждена первая премия на Международном конкурсе скрипачей имени Жака Тибо в Париже, а в 1970 году скрипачка завоевала третью премию на IV Международном конкурсе имени Чайковского в Москве и первую премию на Международном конкурсе имени Сибелиуса в Хельсинки. Скрипачка ведет широкую концертную деятельность, с неизменным успехом выступая в СССР и за рубежом — во Франции, Японии, Югославии, Италии, ГДР, ФРГ, Румынии, Нидерландах. Рецензенты отмечают необычайную музыкальность артистки, свежесть интерпретаций в сочетании с серьезностью исполнительских замыслов и благородством вкуса. * * * В отзывах об исполнительском мастерстве молодой талантливой пианистки Марины Мдивани часто говорится о самых характерных особенностях ее творческой индивидуальности — о тонком вкусе, ослепительной технике и глубоком проникновении в сущность музыкального произведения. В 1944 году Марина Мдивани, будучи восьмилетней девочкой, начала заниматься музыкой в Центральной музыкальной школе в своем родном городе Тбилиси. Через несколько лет она уже выступала с Государственным симфоническим оркестром Грузии. С 1955 года Мдивани занимается в Московской консерватории в классе прославленного советского пианиста и педагога Эмиля Гилельса. На конкурсе Всесоюзного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году Марина Мдивани завоевывает золотую медаль. В 1960 году она с отличием оканчивает консерваторию и ее зачисляют в аспирантуру для совершенствования мастерства. На Девятом конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже молодая пианистка была удостоена Первого Большого приза. II Международный конкурс имени Чайковского в Москве принес Марине Мдивани звание лауреата. Окончив аспирантуру, Мдивани целиком посвящает себя концертной деятельности. Она выступает в крупнейших городах Советского Союза, много гастролирует за рубежом — во Франции, в Марокко, Венгрии, Чехословакии, Канаде, США, на Ямайке. Советская и зарубежная пресса свидетельствует об огромном успехе выступлений Марины Мдивани. На лицевой стороне конверта: К. Э. Гурули. Декоративное панно. Чеканка |