Николай Яковлевич Мясковский принадлежит к старшему поколению советских композиторов. Творческое наследие композитора огромно. Он — автор многих симфонических произведений, двух кантат, скрипичного и виолончельного концертов, 13 квартетов, более 100 фортепианных сочинений, свыше 125 романсов, песен, хоров и других сочинений.
Большинство сочинений крупной формы Мясковский создал после Октябрьской революции. В них воплощены идеи и образы современной композитору действительности.
Пятнадцатая симфония Н. Мясковского писалась в 1933—1934 годах. Впервые она была исполнена 28 октября 1935 года в Москве под управлением Л. Гинзбурга.
В Пятнадцатой симфонии Мясковский стремился раскрыть сложный внутренний мир современного человека.
В произведении светлым лирическим повествовательным образам (вступление и побочная партия первой части, основная тема медленной части) контрастируют взволнованные и устремленные (главная партия первой части, основные темы третьей части и финала) образы.
В музыке Пятнадцатой симфонии заметно воздействие бытовых жанров — марша, вальса. Инструментовка произведения отличается прозрачностью и большим изяществом.
Повествование открывает эпически-величавая тема вступления, звучащая у английского рожка, кларнета и фагота. Главная партия сонатного аллегро — подвижная, активная — выделяется упругим чеканном ритмом.
Идиллически светлая, песенная побочная партия (соло кларнета) развивает материал вступления. Ее спокойное течение неожиданно обрывается патетическим возгласом, с которого начинается разработка, исполненная драматического звучания.
Реприза восстанавливает первоначальное настроение части.
Вторая часть (написана в трехчастной форме) — вдохновенное лирическое размышление. Плавная, проникновенно песенная мелодия проходит сначала у солирующего фагота, а затем в дуэте гобоя и фагота на шелестящем фоне струнных инструментов. В среднем разделе возникает более оживленная тема (виолончели с выразительными подголосками у деревянных духовых).
Музыку третьей части характеризуют яркие контрасты: танцевальные эпизоды сменяются речитативно-декламационными и песенными. Целостности композиции способствует частое возвращение основной вальсовой темы, особую мягкость и лиричность которой придают тембр струнных и тонкая гармонизация.
Финал открывает краткое призывно звучащее вступление. Главная партия, перекликающаяся по настроению с основной темой первой части, состоит из двух мотивов: динамически-активного (струнные инструменты) и радостно-ликующего (кларнет). Побочная партия песенного характера (на мягком фоне струнной группы) вновь поручена кларнету.
Развернутая кода — смысловой итог симфонии. Здесь суммируется важнейший тематический материал сочинения: проходят главная и побочная партии финала, а в заключительном разделе возникают реминисценции темы вступления к первой части, интонации вальса.
Сочинение завершает одновременное проведение главной темы финала и темы вступления к симфонии.
Е. Долинская