Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Западноевропейская инструментальная музыка XVII —XVIII веков на редкость богата: один за другим зарождались все новые жанры, формы и средства выражения, работали буквально сотни композиторов. Имена одних из наиболее прославленных — на этой пластинке. Арканджело Корелли еще современниками был назван «Колумбом в музыке», «мастером среди мастеров, величайшим виртуозом на скрипке»; Антонио Вивальди — несравненный творец инструментальных концертов, оставивший более 400 произведений этого жанра (их собственноручно переписывал сам Бах); к имени Франсуа Куперена — чтобы не путать его с другими представителями целой музыкальной династии — добавляется слово «Великий» (Couperin lе Grand), он увековечил свое имя сотнями миниатюр для клавесина; и лишь бельгиец Жан Батист Лойе, учившийся в Париже, а затем обосновавшийся в Лондоне, пользовался меньшей известностью.
К концу XVII века одним из ведущих жанров камерной музыки становится трио-соната — цикл для двух равноправных, солирующих инструментов (обычно скрипок) и цифрованного баса, партию которого исполняли два музыканта: один (чаще всего виолончелист) играл мелодию, а другой (клавесинист) дублировал партию виолончели, добавляя к ней гармонию. Вот почему трио-сонаты исполняются вчетвером. Кстати, партия клавесина, композитором лишь намеченная, всегда исполнялась импровизационно. Поскольку старинная традиция импровизации не сохранилась, расшифровки цифрованного баса в каждом издании отличаются друг от друга. Ансамбль «Musica humana» придерживается редакций В. Вохеля (Корелли), Дж. Ф. Малипьеро (Вивальди), Л. Буле (Куперен) и X. Руфа (Лойе).
Трио-соната Корелли ми минор была опубликована в 1685 году (год рождения Баха и Генделя), трио-соната ре минор — четырьмя годами позднее. До вершинных достижении композитора — сольных скрипичных сонат, соч. 5 и concerti grossi, соч. 6 — предстоял еще немалый путь, но и эти произведения отличаются законченностью,
глубиной и благородством мыслей, совершенной формой. Автограф концерта Вивальди не сохранился, а в копии с него жанр не указан; быть может, произведение ближе к сонате, чем к концерту. Первые трио-сонаты Куперен написал примерно в 1692—1693 годах, следуя итальянским образцам и даже скрываясь под итальянским
псевдонимом! Среди этих произведений — «Молодая девушка» (La pucelle), «Одержимая» (La visionnaire) и «Астрея» (L'Astree); это имя, вероятно, позаимствовано из оперы П. Коласса «Астрея и Селадон», написанной по пасторальному роману О. д'Юрфе и поставленной в Париже в 1692 году. Однако название еще не делает сонату программной, к тому же впоследствии оно было изменено: когда упомянутые сонаты вошли в сборник «Нации» (1726), первая из них превратилась в «Французскую», вторая — в «Испанскую», а «Астрея» — в «Пьемонтскую» (La Piemontaise) I Opus 1 Лойе, составленный из восемнадцати сонат, вышел из печати несколько раньше — в 1722 году в Лондоне.
* * *
Камерный ансамбль «Musica humana» Государственной филармонии Литовской ССР, организованный в 1974 году, уже добился широкого признания: многократно записывался на радио и телевидении, принял участие в международных курсах интерпретации в Брно (в Академии музыки имени Яначека), выступал с концертами во многих городах СССР, в Чехословакии и во Франции. В репертуаре ансамбля — произведения современных авторов и музыка эпохи барокко.
А. ТАУРАГИС

Звукорежиссер В. Кондротас
Редактор Р. Жальнерюте
Художник Э. Ложите
Запись 1981 г.