2 дня
О сайте8 2 | С10—17157-8 1982, дата записи: 1981 |
АНСАМБЛЬ СТАРИННОЙ МУЗЫКИ «MUSICA HUMANA» Гос. филармонии Литовской ССР Senosios muzikos ansamblis «MUSICA HUMANA» Сторона 1 А. КОРЕЛЛИ (1653—1713) Трио-соната ре минор, соч. 3 № 5 (6.25) 1. Grave. Andante. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro Трио-соната ми минор, соч. 2 № 4 (9.18) 1. Adagio. 2. Allegro. 3. Grave. 4. Allegro molto. А. ВИВАЛЬДИ (1678—1741) Концерт ре мажор, RV 84 (7.44) 1. Allegro. 2. Andante. 3. Allegro Сторона 2 Ф. КУПЕРЕН (1668—1733) Трио-соната соль минор «L’Astree» (10.03) 1. Grave. Legerement. 2. Lentement. Vivement. 3. Air. Tendrement. 4. Lentement. Vite. Ж. Б. ЛОЙЕ (1680—1730) Трио-соната до минор, соч. 1 № 5 (8.08) 1. Grave. 2. Росо largo. 3. Adagio. 4. Andante. 5. Allegro. MUSICA HUMANA: Альгирдас Визгирда / Algirdas Vizgirda (флейта) Эугениюс Пиличяускас / Eugenijus Piličiauskas (гобой) Юргис Банявичюс / Jurgis Banevičius (виолончель) Юлюс Андреевас / Julius Andrejevas (клавесин) Звукорежиссер В. Кондротас Редактор Р. Жальнерюте Художник Э. Ложите Запись 1981 г. 1982 2467 1700 |
Западноевропейская инструментальная музыка XVII —XVIII веков на редкость богата: один за другим зарождались все новые жанры, формы и средства выражения, работали буквально сотни композиторов. Имена одних из наиболее прославленных — на этой пластинке. Арканджело Корелли еще современниками был назван «Колумбом в музыке», «мастером среди мастеров, величайшим виртуозом на скрипке»; Антонио Вивальди — несравненный творец инструментальных концертов, оставивший более 400 произведений этого жанра (их собственноручно переписывал сам Бах); к имени Франсуа Куперена — чтобы не путать его с другими представителями целой музыкальной династии — добавляется слово «Великий» (Couperin lе Grand), он увековечил свое имя сотнями миниатюр для клавесина; и лишь бельгиец Жан Батист Лойе, учившийся в Париже, а затем обосновавшийся в Лондоне, пользовался меньшей известностью. К концу XVII века одним из ведущих жанров камерной музыки становится трио-соната — цикл для двух равноправных, солирующих инструментов (обычно скрипок) и цифрованного баса, партию которого исполняли два музыканта: один (чаще всего виолончелист) играл мелодию, а другой (клавесинист) дублировал партию виолончели, добавляя к ней гармонию. Вот почему трио-сонаты исполняются вчетвером. Кстати, партия клавесина, композитором лишь намеченная, всегда исполнялась импровизационно. Поскольку старинная традиция импровизации не сохранилась, расшифровки цифрованного баса в каждом издании отличаются друг от друга. Ансамбль «Musica humana» придерживается редакций В. Вохеля (Корелли), Дж. Ф. Малипьеро (Вивальди), Л. Буле (Куперен) и X. Руфа (Лойе). Трио-соната Корелли ми минор была опубликована в 1685 году (год рождения Баха и Генделя), трио-соната ре минор — четырьмя годами позднее. До вершинных достижении композитора — сольных скрипичных сонат, соч. 5 и concerti grossi, соч. 6 — предстоял еще немалый путь, но и эти произведения отличаются законченностью, глубиной и благородством мыслей, совершенной формой. Автограф концерта Вивальди не сохранился, а в копии с него жанр не указан; быть может, произведение ближе к сонате, чем к концерту. Первые трио-сонаты Куперен написал примерно в 1692—1693 годах, следуя итальянским образцам и даже скрываясь под итальянским псевдонимом! Среди этих произведений — «Молодая девушка» (La pucelle), «Одержимая» (La visionnaire) и «Астрея» (L'Astree); это имя, вероятно, позаимствовано из оперы П. Коласса «Астрея и Селадон», написанной по пасторальному роману О. д'Юрфе и поставленной в Париже в 1692 году. Однако название еще не делает сонату программной, к тому же впоследствии оно было изменено: когда упомянутые сонаты вошли в сборник «Нации» (1726), первая из них превратилась в «Французскую», вторая — в «Испанскую», а «Астрея» — в «Пьемонтскую» (La Piemontaise) I Opus 1 Лойе, составленный из восемнадцати сонат, вышел из печати несколько раньше — в 1722 году в Лондоне. * * * Камерный ансамбль «Musica humana» Государственной филармонии Литовской ССР, организованный в 1974 году, уже добился широкого признания: многократно записывался на радио и телевидении, принял участие в международных курсах интерпретации в Брно (в Академии музыки имени Яначека), выступал с концертами во многих городах СССР, в Чехословакии и во Франции. В репертуаре ансамбля — произведения современных авторов и музыка эпохи барокко. А. ТАУРАГИС Звукорежиссер В. Кондротас Редактор Р. Жальнерюте Художник Э. Ложите Запись 1981 г. |